МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет квалификации
бакалавриат
Профиль: Бухгалтерский учёт,
анализ и аудит.
Контрольная работа по дисциплине:
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Выполнила студентка 2 курса
ФИО: Слёзкина К. А.
Шифр: 3218
Детчино 2015
Перечень вопросов
для теоретической части контрольной
работы:
19. Конкурентоспособность РФ
в мировой экономике.
25. Качество жизни. Бедность
населения.
Ответы:
19.Россия - часть мировой экономики,
и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства
России: создание конкурентоспособной
экономики, обеспечивающей лидерство
страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной
экономики - конкурентоспособная промышленность.
Все действия Правительства: разрабатываемые
программы и законодательные
акты, процедуры государственного
регулирования и мероприятия
государственной поддержки
должны быть подчинены главной и приоритетной
на
сегодня цели - обеспечение
конкурентоспособности российских предприятий,
а, следовательно, конкурентоспособности
экономики и страны в целом.
Конкуренция - одна из самых
главных черт рыночного хозяйства. Именно
конкуренция обеспечивает творческую
свободу личности, создает условия для
ее самореализации в сфере экономики
путем разработки и создания новых конкурентоспособных
товаров и услуг. В современных условиях
усиливающегося
процесса глобализации и интернационализации
проблемы международной
конкуренции выходят на первый
план.
Показателем признания
ведущей роли конкуренции для
успешного
функционирования рыночного
хозяйства является тот факт, что в большинстве
стран мира, включая страны
с переходной экономикой, к настоящему
времени
приняты законы о конкуренции
и созданы национальные органы, занимающиеся
этими вопросами.
Страновая и отраслевая
конкурентоспособность в конечном
итоге зависит
от способности конкретного
товаропроизводителя выпускать
конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность
экономики - основа для развития.
Конкурентоспособность экономики
- это в первую очередь активизация
экспорта. Развитие экспорта
- сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность российской
промышленности - это флаг, который Правительство
должно нести в руках как главный символ
преобразований в экономике. Это та идея,
которая может объединить людей, независимо
от их политических предпочтений и положения
в обществе.
Будет конкурентоспособная
промышленность, будут:
. экспорт и валютные
поступления (независимость от состояния
международных
сырьевых рынков);
. стабильные налоговые
поступления в бюджет;
. занятость населения;
. социальная и
политическая стабильность;
заслуженное положение России
на международной арене.
С точки зрения общественного
и экономического прогресса последнее
десятилетие в стране стало потерянным.
Начало нового года заставляет
не только строить прогнозы на будущее,
но и еще раз, без суеты подводить итоги.
Не только прошедших месяцев, но и всего
десятилетия, которое, по преобладающим
оценкам, было особым периодом в мировой
экономике. Периодом быстрого роста благосостояния,
финансовых рынков и пузырей — и одновременно
формирования нового креативного класса;
периодом, который уже не вернется никогда.
Ситуация в России как всегда
противоречива. За 2000-2010 годы страна практически
удвоила подушевой ВВП в валютном выражении
и сократила разрыв с уровнем производительности
труда в США (с 75% до 60%), но одновременно
отстала и от пелетона стран-лидеров по
уровню накопления инновационного потенциала,
и от новых настроений мирового креативного
класса. В силу противоречивости России
оценивать ситуацию в стране удобно не
на основе отдельных показателей, вырванных
из контекста, а с помощью комплексных
межстрановых рейтингов. Они хотя и не
в почете у академических экспертов (иногда
сравнивающих их с примитивной бентамовской
арифметикой счастья, почившей еще в XIX
веке), но весьма популярны у бизнеса и
общественности и при осторожном применении
заслуживают внимания.
Рейтинг экономической
свободы
12 января 2012 года исследовательский
центр Heritage Foundation опубликовал очередной
рейтинг стран с точки зрения экономической
свободы. Как и в прошлом году, Россия набрала
в нем 50,5 баллов из 100 (при среднем показателе
в мире 59,5 балла). Заметим, что государства,
получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются
центром уже как «несвободные». Страна
находится на 144-м месте, замыкая список
«преимущественно несвободных» экономик
и отставая не только от Китая — 138-е место,
но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно
99-е и 133-е место в рейтинге экономической
свободы.
По результатам последнего
десятилетия ситуация в России не показала
сколько-нибудь значимого улучшения. Индекс
экономической свободы в этот период колебался
на уровне 50-51 балла. Конечно, экономическая
свобода далеко не единственный критерий
экономического успеха, однако и в других,
более комплексных рейтингах, в частности
рейтингах Международного института управленческого
развития (IMD) и Всемирного экономического
форума (WEF), положение России далеко не
соответствует ее базовому потенциалу.
Страна должна была бы занимать более
высокое положение не только благодаря
большому внутреннему рынку, природным
ресурсам (все это есть и у Бразилии, и
у Китая, и у Южной Африки), но и за счет
весьма качественной рабочей силы. При
этом темпы роста российской экономики
в 2000-2010 годы не были сверхвысокими, а в
целом соответствовали уровню развития
страны, так как естественный провал ВВП
в 2009 году на 8% вернул ее на предсказуемую
траекторию роста.
Если же посмотреть на рейтинги,
которые, по замыслу их создателей, говорят
не о прошлом и настоящем, а о будущем страны,
то перспективы экономического выживания
России в новом мире в статусе «перспективного
гиганта» под большим вопросом. Конечно,
можно по-советски отмахнуться от мнения
заграницы, но где сейчас те Советы? А можно
и попытаться понять упорное нежелание
западных экспертов признать ценность
особого пути крупной авторитарной экономики
со сверх меры коррумпированным госаппаратом.
Даже лучшие представители которого в
начале 2000-х рассуждали примерно так: пусть
институты развития украдут 30-40% бюджетных
денег, но 60-70% пойдет в родную экономику,
а не в отток капитала, как в лихие 1990-е.
Но почему-то вышло так, что сейчас и деньги
пилят, и отток капитала только растет.
Рейтинг конкурентоспособности IMD
Согласно исследованию IMD,
в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран)
место в рейтинге конкурентоспособности
стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е
место — такое же, как и в 2011-м без учета
новых стран, вошедших в рейтинг. Индия
и Китай в тот же период не только находились
выше, но и показывали лучшую динамику.
Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место
в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия
оказывалась в рейтинге ниже России, и
то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и
опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.
Такие оценки социальной
и институциональной среды — компонент
эффективности государства по IMD, — как
достаточность защиты личной безопасности
и частной собственности, честность судебной
системы, политическая стабильность, прозрачность
государственной политики, отсутствие
бюрократии и коррупции для России гораздо
ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая.
Что касается бизнес-среды, ведение бизнеса
в стране остается крайне трудным делом,
а законодательная поддержка создания
фирм за 10 лет улучшилась незначительно.
Утечка мозгов в России препятствует конкурентоспособности
экономики гораздо сильнее, чем в других
странах БРИК, а по способности привлекать
иностранных специалистов страна опустилась
с первой на последнюю позицию по сравнению
с остальными быстроразвивающимися странами.
При этом большинство этих и других показателей в стране за десять
лет скорее снизились или остались на
прежнем, низком, уровне.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности
WEF
Согласно недавнему рейтингу
Всемирного экономического форума (WEF)
за 2011-2012 годы, страна занимает 66-е место
из 142-х. Россия оказалась позади не только
развитых, но и многих развивающихся стран
— в частности, других членов БРИК. За
период с 2005 года, когда методология расчета
индекса глобальной конкурентоспособности
WEF значительно изменилась, Россия, находившаяся
среди стран БРИК на 3-м месте после Индии
и Китая, ухудшила свое положение по отношению
к Бразилии и переместилась на последнюю
позицию. За это время Китай, наоборот,
вошел в тридцатку наиболее конкурентоспособных
стран.
С 2000-го по 2004 годы Россия занимала самые
низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности
для роста и для бизнеса WEF — аналогам
современного индекса глобальной конкурентоспособности.
Сам индекс глобальной конкурентоспособности
России последние три года находится на
неизменном уровне 4,2 (из 7) балла. Согласно
оценкам WEF, соответствие базовым макроэкономическим
требованиям и эффективность бизнес-среды
в России за прошедшие семь лет немного
улучшились. Наилучшую динамику показали
уровень развития инфраструктуры и технологический
уровень (+0,8 балла до значений 4,5 и 3,7 соответственно).
Показатели здоровья, начального образования,
высшего образования и профессиональной
подготовки снизились. Ухудшился и уровень
совершенства бизнеса, в частности конкурентоспособность
компаний и инновационный потенциал.
Особенно низкие оценки страны в 2011 году
наблюдались по показателям уровня развития
институтов (правил игры) и финансовых
рынков, эффективности товарных рынков
и организации бизнеса. Как следует из
этого, хотя российский бизнес далеко
не идеал, а его бизнес-стратегии по многим
оценкам (и не только в этом рейтинге),
зачастую примитивны и недальновидны,
хотя разрыв в оплате труда внутри российских
компаний просто неразумен, но государство
еще хуже исполняет свои функции и нуждается
в глубоком реформировании. В число пяти
основных факторов, препятствующих развитию
бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия,
криминогенная обстановка, высокие ставки
налогов и трудности в доступе к финансированию.
При этом Россия по уровню среднедушевого
ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров
по БРИК, а значит, их институты ей, скорее
всего, не подходят. По уровню почасовой
производительности труда Россия тоже
выше (в 2-5 раз), а вот эффективность зарплат
(«зарплатотдача») в стране в два раза
ниже. Это значит, что удержать уровень
жизни в России от падения нельзя без стремительной
модернизации. Но этого, опираясь лишь
на пенсионеров, синих воротничков и часть
сырьевой техноструктуры, не осуществишь.
Без креативного класса не обойтись. А
тот не хочет играть по старым правилам.
25. Актуальность выбранной темы
обусловлена тем, что повышение уровня
и качества жизни населения является важным
направлением развития России в XXI веке.
В социальной сфере господствующее положение
занимает государственная политика в
решении социальных вопросов. Социальная
политика государства - одно из основных
направлений государства по регулированию
социально-экономических условий жизни
граждан. Сущность социальной политики
государства заключается в обеспечении
условий уровня и качества жизни населения
для повышения его благосостояния. Однако
наше государство успешно справляется
с реализацией крупномасштабных проектов,
но проблемы в социальной сфере так и остаются
не решенными.
Цель данной работы - проанализировать
уровень и качество жизни российских граждан.
Для достижения цели в работе были поставлены
следующие задачи: раскрыть основные понятия
уровня и качества жизни населения; проанализировать
уровень и качества жизни населения России;
сформулировать основные проблемы и перспективы
повышения уровня и качества жизни населения
России. Уровень жизни населения - степень
удовлетворения материальных и духовных
потребностей людей массой товаров и услуг,
используемых в единицу времени. Он основан
на объёме реальных доходов на душу населения
и соответствующем объёме потребления.
Качество жизни – более широкое понятие.
Он также включает такие объективные и
субъективные факторы, как состояние здоровья,
продолжительность жизни, условия окружающей
среды, питание, бытовой комфорт, социальное
окружение, удовлетворённость культурных
и духовных потребностей, психологический
комфорт. Государственное регулирование
уровня и качества жизни населения России
реализуется через систему социальной
политики государства. Без формирования
экономической политики государства Россия
не сможет реализовать социальную политику
в достаточном для населения страны объеме.
Поскольку когда терпение населения России
находится практически на грани социального
взрыва, крайне важным моментом является
планомерное проведение продуманной государственной
социальной и экономической политики,
направленной на улучшение уровня и качества
жизни населения нашей страны. При неэффективной
государственной политике грядущим поколениям
России достанется расколотое и разлагающееся
под бременем бедности и нищеты общество,
больное и полуграмотное по население.
По оценкам специалистов более половины
населения России живет в состоянии затяжного
психо-эмоционального и социального стресса.
Смертность почти вдвое превышает рождаемость,
что приводит к резкому старению населения
страны. Количество неработающих приближается
к количеству работников. Крайне неудовлетворительные
показатели имеют и доходы населения.
Уровень безработицы в январе 2014 составил
5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с
дек 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январём
2013 (5,95%). Численность экономически активного
населения в январе 2014 составила 74 627 000.
Изменение составило -471 000 (-0,63%) по сравнению
с дек 2013 (75 098 000) и -581 000 (-0,77%) по сравнению
с январём 2013 (75 208 000). Из общего числа экономически
активного населения 70 447 000 были трудоустроены,
и численность трудоустроенных людей
изменилась на -461 000 (-0,65%) по сравнению
с декабрём 2013, когда было 70 908 000 занятых
людей, и на -284 000 (- 0,40%) по сравнению с январём
2013, когда 70 731 000 людей имело работу. В это
же самое время, количество безработных
в январе 2014 составило 4 180 000. При этом изменение
составило -10 000 человек (-0,24%) по сравнению
с дек 2013 (4 190 000) и -297 000 (-6,63%) в сравнении
с январём 2013 (4 477 000).