Конкурентоспособность нефтегазового сектора экономики и ее повышение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Нефтяная промышленность нашей страны уже дважды подходила к критическому рубежу. Первый раз – в середине 1980-х годов, когда произошел обвал мировых цен на нефть. В результате отрасль лишилась одного из главных источников инвестиций (не говоря уже о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться всей стране). Последовал затяжной спад нефтедобычи, который едва удалось преодолеть к настоящему времени.
Во второй раз кризисная ситуация сложилась в 1998 году. Но рост цен на мировом рынке и резкая девальвация рубля смягчили ее остроту. В условиях приятной конъюнктуры появились некоторые возможности для расширения производства и улучшения финансовой ситуации

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность нефтегазового сектора экономики и ее повышение.docx

— 17.14 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность нефтегазового сектора экономики и ее повышение

Одна из проблем нефтегазового сектора сегодня – это утрата своей конкурентоспособности, что уже в ближайшее время может ударить по экономике страны.

Нефтяная промышленность нашей страны уже дважды подходила к критическому рубежу. Первый раз – в середине 1980-х годов, когда произошел обвал мировых цен на нефть. В результате отрасль лишилась одного из главных источников инвестиций (не говоря уже о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться всей стране). Последовал затяжной спад нефтедобычи, который едва удалось преодолеть к настоящему времени.

Во второй раз кризисная ситуация сложилась в 1998 году. Но рост цен на мировом рынке и резкая девальвация рубля смягчили ее остроту. В условиях приятной конъюнктуры появились некоторые возможности для расширения производства и улучшения финансовой ситуации.

Итак, почему же российский нефтегазовый сектор постоянно находится под угрозой утраты конкурентоспособности? Потому что на протяжении многих десятилетий эффективность его работы обеспечивалась лишь высоким естественным качеством запасов нефти и газа. Директивная плановая экономика не содержала в себе действенных внутренних механизмов повышения эффективности производства. Поэтому по мере истощения запасов и ухудшения их качественных параметров стали быстро расти издержки производства.

Во многих регионах и странах мира (в Западной Европе, США, Канаде, Мексике, Австралии) добыча нефти и газа ведется в отнюдь не лучших естесственно-геологических условиях, чем в России. Но мировой нефтяной бизнес уже более полутора веков живет и работает по законам рынка. За это время государства и правительства всех промышленно-развитых стран мира научились поддерживать конкурентный режим в нефтяном секторе, создали надежные барьеры для монопольных устремлений.

Рыночная конкуренция является тем постоянно действующим фактором, который принуждает нефтегазовые компании снижать издержки путем улучшения организации производства и внедрения новых более экономичных технологий. Поэтому в мировой практике в настоящее время наблюдается «взрыв» рационализации всех сфер нефтегазового бизнеса. В результате за счет инновационной деятельности компаний самого различного типа мировой нефтегазовый бизнес быстро справляется с последствиями шоковых ситуаций, подобных кризисам 1980-х и конца 1990-х годов.

Российский же нефтегазовый сектор еще не избавился от «родимых пятен» социалистической экономики. Он реорганизован в соответствии с рыночными требованиями, но правила конкурентного поведения еще не стали обязательной нормой для нефтегазовых компаний, а цены на нефть и газ по-прежнему складываются в основном под влиянием издержек производства (чему в немалой степени способствует доминирование налогообложения оборота).

Говоря о законах рынка, нужно иметь в виду, что конкуренция жизненно необходима территориям, потребителям, нефтегазовому бизнесу в целом. Но она совершенно не нужна ни одной отдельно взятой нефтегазовой компании. Если компанию полностью оградить от конкуренции, сделать ее монополистом, то она  сможет решить свои проблемы при любом уровне издержек путем простого повышения цен (как это, например, пыталось сделать РАО «Газпром» в 1993-1995 годах единственно путем индексации цен на природный газ). В проигрыше окажутся все прочие стороны, причастные к нефтегазовому сектору (или вся экономика страны окажется в должниках у группы энергетических компаний-олигополистов). Поэтому конкурентный тип поведения для нефтегазовых компаний является вынужденным, обусловленным теми внешними обстоятельствами, в которых компаниям приходится работать. О создании же таких условий и обстоятельств, в первую очередь, должно заботиться государство – и федеральный «центр», и власти территорий.

В настоящее время в российском нефтегазовом секторе очень зыбка и ненадежна грань, отделяющая конкуренцию от монополии. Точнее говоря, олигополии – ситуации, при которой несколько крупнейших компаний могут договориться о разделе сфер влияния и фактически удушить конкуренцию. Проблема усугубляется тем, что многие компании в полной мере испытывают все последствия общего финансово-экономического кризиса, охватившего страну. Зачастую у компаний просто нет финансовых ресурсов для технического усовершенствования производства и сокращения на этой основе производственных издержек.

Нефтегазовые компании продолжают, как это сложилось в советские времена, нести большую нагрузку по содержанию промышленной и, все в меньшей степени, социальной инфраструктуры. Деятельность компаний по-прежнему остается одним из важнейших градообразующих факторов. Это, конечно же, негативным образом отражается на общем уровне издержек производства, сужает инвестиционные возможности компаний.

Таким образом, власти территорий (равно как и федеральные власти) оказываются в трудной противоречивой ситуации. С одной стороны, руководствуясь своими долговременными фундаментальными интересами, они должны всячески поддерживать и развивать конкуренцию и не давать никаких поблажек крупным компаниям-монополистам. А с другой стороны, в целях стимулирования экономики и компенсации социальных издержек территориальные власти вынуждены идти на какие-то уступки и предоставление определенных льгот нефтегазовым компаниям. Поэтому, как представляется, вопрос о построении гибкой, оптимальной политики во взаимоотношениях между территориями и нефтегазовыми компаниями все еще остается открытым.

Современный уровень конкурентоспособности большинства российских компаний, занятых в ТЭК, со всех точек зрения очень низкий. Отсюда вытекает предельная, без запаса прочности, зависимость от конъюнктуры рынка. Любое сколько-нибудь значительное снижение цен на мировых энергетических рынках ставит многих российских производителей на грань разорения.

Повышение конкурентоспособности – это, прежде всего, вопрос сокращения издержек по всей цепочке, начиная с производства и кончая поставками энергоресурсов конечным потребителям. Но этот вопрос сам по себе многоплановый. В нем можно выделить два главных аспекта. Первый – что нужно сделать на уровне компаний, второй – что нужно сделать на общеэкономическом уровне.

Для сокращения издержек компании должны улучшать технику и технологию, совершенствовать организацию и управление всеми внутренними производственными, сбытовыми  и финансовыми процессами. Но ведь должны существовать стимулы, которые заставляли бы компании идти по такому пути развития. И здесь ключевая роль принадлежит государству, задачей которого является создание и поддержание конкурентной среды. Для этого нужны эффективное антимонопольное и налоговое законодательство, ценовое регулирование и механизмы недропользования. Очень важно, чтобы с максимальной отдачей эти механизмы заработали во всех отраслях ТЭК, которые создают основную массу чистого дохода (ренты), то есть в нефтегазовом секторе.

В нефтегазовом секторе проблема повышения конкурентоспособности приобретает особую остроту в связи со стремительным ухудшением структуры и состава сырьевой базы: стремительно растет удельный вес средних и мелких месторождений со сложными горно-геологическими условиями, а также расположенных в удаленных и труднодоступных местах, вдали от объектов производственной инфраструктуры.

Вопрос конкурентоспособности компаний имеет особую остроту еще и в связи с тем, что многие из них выходят за границы России уже не только как экспортеры, но и как инвесторы и операторы проектов по освоению ресурсов. Масштабы такой деятельности будут возрастать год от года по мере того, как национальные рамки станут тесными для растущих компаний. С другой стороны, зарубежная активность российских компаний в будущем должна сыграть значительную роль в обеспечении энергоресурсами национального рынка, как это уже давно происходит во многих промышленно-развитых странах мира.


Информация о работе Конкурентоспособность нефтегазового сектора экономики и ее повышение