Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 01:12, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ:
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…………………..5
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе …………..8
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия……………………12
ГЛАВА 2. аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности:
Виды стратегий………………………………………………………………18
Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия…………………………………………22
ГЛАВА 3. Реализация конкурентных стратегий:
3.1 Подходы к реализации конкурентных стратегий…………………………31
3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
4. Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей. Система оценки, ее критерии является важнейшим компонентом самой программы стратегии предприятия.
В ходе исследования принципов и методов конкурентоспособности предприятий на современном этапе, автором были получены следующие основные результаты:
На основании проведенного исследования можно заключить, что обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1
Типовые операции и процедуры принятия управленческого решения в области стратегического планирования
Операции |
Процедуры |
Подготовка к работе |
Анализ уровня плановой работы Выявление проблемы Определение круга задач по планированию Формирование группы для выполнения плановых работ Обучение кадров Издание документа (программы, приказа, распоряжения) по выполнению работы |
Выявление проблемы повышения конкурентоспособности товара и формирование целей |
Исследование рынка и Определение тенденций развития технико-экономического уровня товара и производства на 3—5 (10) лет Оценка негативного влияния проблемы на окружающую среду и экономику Выявление факторов макро- и микросреды, влияющих на конкурентоспособность товара Сегментация рынка Структуризация проблемы Построение дерева показателей конкурентоспособности нового товара Определение ресурсных возможностей фирмы |
Поиск информации |
Установление требований к информации Установление источников информации Определение каналов получения информации Оформление доступа к информации Определение перечня и видов информации Первичная идентификация информации Сбор и кодирование информации |
Обработка информации |
Проверка полноты информации Проверка достоверности информации Группировка информации Сравнение полученной информации с имеющейся Качественный анализ |
Выявление возможности ресурсного обеспечения |
Анализ условий реализации целей Прогнозирование потребностей в различных видах ресурсов Прогнозирование организационно-технического развития изготовителя и потребителя товара Выявление необходимой Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А |
Ранжирование |
Построение дерева конечных целей Определение научной новизны и практической ценности реализации целей Формирование и согласование нормативов улучшения экологических, эргономических и технико-экономических показателей нового товара Определение ресурсоемкости товара и ее оптимизация с использованием метода функционально-стоимостного анализа (ФСА) Определение приоритетов и очередности реализации целей Упорядочение целей по Разработка организационного проекта обеспечения дерева целей |
Формулирование плановых заданий |
Уточнение состава исполнителей и соисполнителей заданий Формулирование заданий конкретным исполнителям Оптимизация сроков выполнения заданий Построение оперограммы |
Оформление плановых документов |
Выбор формы планового документа (программа, техническое задание, план и т.п.) Выполнение дополнительных расчетов, их технико-экономическое обоснование Оформление проекта планового документа, его согласование и утверждение Тиражирование и доведение планового документа до исполнителя |
Реализация решений |
Издание приказа (распоряжения) об исполнении планового документа и доведение его до исполнителя Организация выполнения Мотивация выполнения плановых заданий качественно и точно в срок Организация регулирования (обратной связи) плановых задании по требованиям потребителей или новинкам НТП в данной области |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 1 - Матрица МакКинси
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
1.
потребность в
2.
ассортимент
3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;
4.
потребность в средствах на
формирование спроса и
5. перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;
6.
создание благоприятного
Результаты исследования
В настоящей работе
· Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия
· Анализ КСП на основе концепции "4Р"
· Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)
Для практического применения и простоты анализа КСП по каждой концепции используется качественная пяти или десяти бальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.
Таблица
Факторы конкурентоспособности предприятия |
Рейтинг, баллы | |||
Предприятие |
К1 |
К2 |
К3 | |
"1Р" - продукт | ||||
Качество |
3 |
2 |
2 |
3 |
Технические параметры |
4 |
2 |
2 |
4 |
Срок службы, Гарантийный срок |
2 |
2 |
2 |
3 |
Безопасность |
2 |
2 |
2 |
3 |
Уровень сервиса |
4 |
2 |
2 |
4 |
"2Р" - цена | ||||
Уровень цен |
3 |
2 |
2 |
3 |
Условия оплаты |
4 |
2 |
2 |
4 |
Условия кредита |
2 |
2 |
2 |
3 |
Виды скидок |
2 |
2 |
2 |
3 |
Процент скидки |
3 |
2 |
2 |
3 |
"3Р" - каналы сбыта | ||||
Степень охвата рынка |
3 |
2 |
2 |
3 |
Регионы сбыта |
4 |
2 |
2 |
4 |
Интенсивность каналов сбыта |
2 |
2 |
2 |
3 |
Управление запасами |
2 |
2 |
2 |
3 |
"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые коммуникации) | ||||
Каналы рекламы |
3 |
2 |
2 |
3 |
Адресная работа с промышленным покупателем |
4 |
2 |
2 |
4 |
Бюджет рекламы |
2 |
2 |
2 |
3 |
Паблик релейшнз |
2 |
2 |
2 |
3 |
Сумма значений рейтингов |
54 |
38 |
38 |
62 |
Нормированный индекс рейтинга КСП |
54% |
38% |
38% |
62% |
Оценка конкурентоспособности компании «Сибирский гурман».
Сегодня ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» является одним из крупнейших производителей замороженных полуфабрикатов и имеет лидирующие позиции по продажам на рынках Урала, Западной и Восточной Сибири. В Сибирском федеральном округе Компания является безусловным лидером и занимает здесь 31% рынка пельменей. По данным компании GFK «Сибирский Гурман» занимает второе место на российском рынке пельменей, объем которого в 2011 году составил около 900 тыс. тонн ($1000-1050 млн.).
Ключевой принцип Компании - выпуск качественной продукции. Для его соблюдения в Компании реализуется Политика Управления Качеством.
Для оценки КСП компании «
1. Конкурент федерального уровня – компания «Мириталь» - один из крупнейших производитель и игроков рынка в Европейской части России.
2. Конкурент регионального
Воспользуемся для анализа
Воспользуемся методикой
ТАБЛИЦА
Оценка конкурентоспособности компании «Сибирский гурман»
Параметры оценки |
Предприятия |
| ||
|
Сибирский Гурман |
Мириталь |
Алекон |
Весовой коэффициент |
"1Р" - продукт |
| |||
Качество |
5 |
4 |
4 |
0,15 |
Ассортимент |
5 |
5 |
4 |
0,12 |
Сроки хранения продукта |
4 |
4 |
4 |
0,03 |
Уровень сервиса |
4 |
4 |
5 |
0,04 |
"2Р" - цена |
|
|
|
|
Уровень цен |
5 |
5 |
3 |
0,11 |
Условия оплаты |
4 |
4 |
3 |
0,03 |
Виды скидок |
5 |
5 |
5 |
0,02 |
Процент скидки |
4 |
5 |
5 |
0,04 |
"3Р" - каналы сбыта |
| |||
Степень охвата рынка |
4 |
4 |
3 |
0,10 |
Регионы сбыта |
5 |
5 |
3 |
0,10 |
Интенсивность каналов сбыта |
3 |
3 |
4 |
0,08 |
"4Р" - продвижение на рынке |
| |||
Каналы рекламы |
4 |
3 |
2 |
0,03 |
Бюджет трейд-маркетинга |
3 |
4 |
4 |
0,05 |
Бюджет рекламы |
4 |
3 |
2 |
0,10 |
Сумма значений рейтингов |
59 |
58 |
51 |
1 |
Комплексный показатель качества |
4,37 |
4,18 |
3,50 |
|
Средняя отпускная цена на продукцию |
93 |
87 |
98 |
|
Интегральный показатель качества |
0,047 |
0,048 |
0,036 |
|
Таким образом, результаты оценки конкурентоспособности показали практически равное преимущество по качеству двух производителей – Сибирский Гурман и Мириталь над производителем регионального уровня – компания Алекон.