Конкуренция: сущность и функции. Уровни, виды и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивности конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с “широкой” олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. “Узкая” олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика готовая к.р..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

                           ГОУ ВПО «ВГМУ Минздравсоцразвития»

             Факультет второго высшего и  дополнительного образования

      Кафедра  управления и экономики фармации  с курсом ФПК и ППС

 

 

 

 

                        Контрольная работа №1 по экономике

                                                           Вариант №8

 

                                                                          Выполнила студентка 204 группы

                                                                                     Скобина Елена Васильевна

                                                                                    № зачетной книжки _____

                                                                                    Адрес: г.Владивосток

                                                                                ул. адм. Кузнецова, д. 88 кв254

                                       Дата выполнения контрольной  работы:

                                  Дата поступления контрольной работы в деканат_______

                                   Дата поступления контрольной работы на кафедру_____

                                       Дата проверки контрольной работы________

 

 

 

 

                                            Владивосток 2011

 

1. Конкуренция: сущность и функции. Уровни, виды и методы конкурентной борьбы.

    Количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

    Конкуренция - это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

     Конкуренция  - борьба за какое-либо благо,  “естественный отбор” более  удачливых, расчетливых и т.д. участников рыночного процесса. Рассмотрим виды конкуренции, ее функции и стратегии,  с помощью которых предприятие может добиться успеха на рынке, а также методы конкуренции.  Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов:

1) Функциональная конкуренция  возникает потому, что любую потребность,  можно удовлетворить различными  способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Ее необходимо учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

2) Видовая конкуренция  – следствие того, что имеются  товары, предназначенные для одной  и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

3) Предметная конкуренция  – результат того, что фирмы  выпускают, по сути, идентичные  товары, различающиеся лишь качеством  изготовления или даже одинаковые  по качеству. Такая конкуренция  иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. Содержание конкуренции раскроем через ее функции:

1) Функция регулирования  заключается в том, что предприниматель  должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2) Функция мотивации состоит  в том, что для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают доход и продолжают развиваться (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке вытесняются с рынка (негативные санкции).

3) Функция распределения  характеризуется тем, что  конкуренция  не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4) Функция контроля объясняется тем, что конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену, но в то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип “оптимальной интенсивности конкуренции” в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что: - технический прогресс изделий быстро внедряется (инновация под давлением) при конкуренции предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, склонности потребителей(адаптация под давлением конкуренции). Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивности конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с “широкой” олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. “Узкая” олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции. В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции; 

- само существование конкуренции; 

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции; 

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.

 

Таким образом,  конкуренция бывает трех видов (функциональная, видовая, предметная), каждый из которых, по сути, представляет собой борьбу практически взаимозаменяемых товаров. Разница заключается в качестве продукции, которое может быть практически одинаковым. У продукции, созданной для одинаковых целей, могут быть разные параметры строения. Функции конкуренции заключаются в том, что производитель должен принимать во внимание все пожелания покупателей, т. к. именно от него зависит прибыль предприятия.

 

 

 

 

2. Деньги: их сущность и функции. Сущность  и формы кредита.

    Сущность  денег как экономической категории  проявляется в их функциях, которые  отражают внутреннее содержание  денег. Основные функции денег,  которые они выполняют в повседневной  жизни людей:

1. Мера стоимости

2. Средство обращения

3. Средство платежа

4. Средство накопления  и сбережения 

5. Мировые деньги

     Деньги как мера стоимости.

    Решающее место в обеспечении товарного обращения занимает такая функция денег, как мера стоимости. Если роль средства обращения и средства платежа деньги играют с достаточной очевидностью, то о другой их функции — меры стоимости (или, проще говоря, единого измерителя ценности товаров для продавцов и покупателей) этого сказать нельзя. Между тем именно свойство быть мерой стоимости и позволяет деньгам выполнять все остальные свои функции. Функция денег как меры стоимости используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимости — рубль, доллар, евро. Деньги как мера стоимости однородны. Использование функции меры стоимости позволяют избежать сложных и многочисленных обменных операций для получения необходимого блага.

   В марксовой теории денег проводится разграничение между мерой стоимости и масштабом цен. Мера стоимости выражает общественные отношения обмена, тогда как масштаб цен рассматривается в качестве технического средства реализации функции денег как меры стоимости. Под масштабом цен понимается весовое количество золота, содержащегося в денежной единице, которое принято государством в качестве единицы измерения золота (денежной массы), тогда как деньги как мера стоимости призваны измерять стоимость товаров. Причем измерение стоимости последних происходит в идеальной форме, т.е. в виде мысленно воображаемых денег. Поэтому для определения стоимости товаров (их цен) вовсе не обязательно быть обладателем реально существующих денег. В условиях, когда бумажные деньги лишились золотого содержания, подобного рода разграничения отпали сами собой. Таким образом, марксова теория денег, обладавшая солидным фундаментом, в условиях современной практики оказалась вынужденной трансформироваться: роль золота стала выполнять вся произведенная товарная масса.

     Функция денег как меры обращения.

    Деньги как средство обращения рождены торговлей. Они возникли как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товарами. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире с его необозримым множеством товаров и услуг. Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е., совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» монеты.

    Деньги как средство платежа.

    Однако возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, например, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации видится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты определяют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим кредитором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолженности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, пенсий.

    Деньги как средство сбережения (накопления)

    Другой функцией денег является средство сбережения. Деньги позволяют сохранить часть полученных доходов на будущее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они потребуются. Здесь речь идет о деньгах в качестве средства сбережения. Конечно, с той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговечного товара (дома, земельного участка, произведения искусства) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги. Но перед всеми другими формами сбережения деньги имеют важнейшее преимущество – высшую степень ликвидности. Ликвидность — это степень легкости, с которой какой-либо актив вновь превращается в деньги.

     Функция мировых денег.

    Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов, оказанием услуг внешнему партнеру и п.т. Сегодня мировые деньги  функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

     Функции  мировых денег:

1.Международное платежное средство: выступают при расчетах по международным балансам - если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.

2.Международное покупательное средство: служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, в этом случае их оплата производится наличными деньгами.

3.Как всеобщее воплощение общественного богатства: используются при предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при выплате репараций победившей стране с побежденной. В этом случае происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег.

    При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги (банкноты) отдельных государств, разменные на золото (в основном доллар США и английский фунт стерлингов). Для упрочения национальных денег таких государств, как США и Великобритания, в качестве мировых денег и по их инициативе использовались международные валютные соглашения и валютные клиринги.

    Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг; они находятся в тесной связи и единстве. Логически и исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих функций.

 

                                  Тестовые задания

8. Процесс передачи государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность - это:

 1.присвоение собственности

 2.приватизация

 3.оперативное управление собственностью

 

18. Деньги дают возможность их использования для международных расчетов. В этом заключается следующая функция денег:

 1.средство обращения

 2.средство платежа

 3.мера стоимости

 4.мера отложенных платежей

 5.мировые деньги

 

28. Найдите  соответствие:

  1. 1. Коммерческие организации
  1. А) полное товарищество
  1. 2. Некоммерческие организации
  1. Б) товарищество на вере
 
  1. В) потребительский кооператив
 
  1. Г) производственный кооператив
 
  1. Д) акционерное общество
 
  1. Ж) унитарное предприятие
 
  1. З) общество защиты прав потребителей
 
  1. И) фонд социального страхования

Информация о работе Конкуренция: сущность и функции. Уровни, виды и методы конкурентной борьбы