Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:56, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение……………………………………………………………3
Сущность конкуренции……………………………………………5
Функции конкуренции…………………………………………….6
Основные модели рынка…………………………………………..7
Свободная (чистая) конкуренция…………………………..8
Монополия…………………………………………………..10
Олигополия………………………………………………….11
Чистая монополия…………………………………………..13
Значение конкуренции…………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………17
Список литературы……………………………………...…………19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московский
государственный
строительный университет
Кафедра национальной
экономики и оценки бизнеса
Реферат
по курсу Экономика на тему:
Конкуренция, ее виды и роль в развитии
экономики.
Выполнила: Главацкая А.О.3 группа
Научный руководитель:
Тишаков С.Л.
Москва 2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Сущность конкуренции…………………………
Функции конкуренции…………………………………………….6
Основные модели рынка…………………………………………..7
Свободная (чистая) конкуренция…………………………..8
Монополия………………………………………
Олигополия……………………………………
Чистая монополия…………………………………………..13
Значение конкуренции…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.
Рыночный
порядок взаимодействия экономических
субъектов предполагает наличие конкуренции,
экономического соперничества производителей,
потребителей, производителей и потребителей.
Вопрос конкурентности в экономике —
это вопрос, в каком количестве представлены
на рынках различных товаров и услуг независимо
действующие производители и потребители,
а также вопрос степени свободы их прихода
на эти рынки и ухода. Частную собственность,
свободное ценообразование, конкуренцию
принято считать столпами рыночной системы.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В
качестве средств в
Знание условий конкуренции поможет лучше оценить собственные возможности и шансы, прогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Но так как свободная конкуренция и чистая монополия в чистом виде встречаются редко, то существуют и другие виды конкуренции (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия). О них и пойдёт речь в данном реферате, а также о роли конкуренции в целом.
Сущность конкуренции
Конкуренция (от
лат. concurrere — состязаться) — соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
неизбежное столкновение порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого участника рынка,
его полной зависимостью от хозяйственной
конъюнктуры (текущего состояния экономики
в определенный период) и противоборством
с другими претендентами за наибольший
доход. Борьба частных товаровладельцев
за экономическое выживание и процветание
— закон рынка.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабам
развития; б) характеру; в) методам
соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной
(один участник рынка
«свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-
продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется
среди товаровладельцев какой-
ченной территории);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за по-
лучение наибольшего дохода);
4) межотраслевой
(соперничество представителей
раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в це-
лях извлечения большего дохода);
5) национальной
(состязание отечественных
купателей внутри данной страны);
6) международной
(борьба предприятий,
динений и государств
разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на сво-
бодную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на
ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредст-
вом снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем по-
вышения качества продукции, лучшего обслуживания покупате-
лей и т.п.).
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия,
которые предлагают лучшую по
качеству продукцию или
-предприятия,
которые не реагируют на
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
В зависимости
от соотношения между
1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное
число обособленных
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим
подробнее основные из
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;
б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;
в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;
г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия
в большинстве случаев сегодня
являются трудноосуществимыми. Поэтому
чистая, или совершенная, конкуренция
— это редкостный тип конкуренции в современной
экономике. Преобладают формы несовершенной
конкуренции, где продавцы обладают определенным
контролем над рыночной ценой.