Конкуренция и ее роль в современных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции 4
1.2 Современные подходы к конкуренции 11
2. Основные виды и типы конкуренции 15
2.1. Виды конкуренции 15
2.2 Модели рыночных структур 21
Разновидности олигополии 31
3. Место и роль конкуренции в российской социально-экономической системе 34
3.1 Пути развития конкуренции в РФ 34
3.2. Конкурентная политика в структурной перестройке российской экономики 37
2.3. Российская национальная конкурентоспособность в мировом хозяйстве 40
Заключение 45
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

0314867_5B65C_konkurenciya_i_ee_rol_v_sovremennoy_ekonomicheskoy_sisteme.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Неценовая конкуренция  путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации. [8]

Особыми методами неценовой  конкуренции является сбыт товаров  в рассрочку и лизинг. Последнее  означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и  оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношение сторон при лизинге строится на условиях договора купли-продажи.

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят     до покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся:

  • промышленный шпионаж,
  • переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,
  • запрет доступа к определенным источникам,
  • распределение сложной информации,
  • выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий- подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

В современных условиях на рынках труда преобладает неценовая конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не только на заработную плату, но и на квалификацию. А учитывая то, что происходит процесс усложнения технологий, квалификация приобретает серьезное значение. Кроме этого, фирмы, действующие на рынке, обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы на достаточно длительный период времени снижать цену, и соответственно, более привлекательно для потребителей на фоне своих конкурентов. А также учитывая, что потребности потребителей постоянно растут, фирмам необходимо постоянно обновлять и расширять ассортимент выпускаемой продукции.

2.2 Модели рыночных структур

 

Условия, в которых обычно протекает  конкуренция, называется рыночной структурой. В зависимости от количества фирм, входящих в отрасль, характера производимой продукции, степени контроля над ценами, наличия барьеров для входа в отрасль и доступности рыночной информации выделяют рыночные структура двух типов – совершенной конкуренции и несовершенной. Несовершенная конкуренция имеет три основные модели: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

Таблица 2.1 - Типы рыночных структур

 

Модели рынка  несовершенной конкуренции

Количество  фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Степень контроля над ценой

Доступ-  ность  информа – 

ции

Совершенная конкуренция

Множест-во мелких фирм

Однородная продукция

Отсутствуют

Практически отсутствуют

Равный доступ ко всем видам информа – 

ции

Чистая монополия

Одна фирма

Уникальная продукция, не имеющая близких заменителей

Высокие

Практически полный контроль над ценой

Некоторые ограниче –

ния

Олигополия

Несколь-ко крупных фирм

Однородная или незначительная дифференциация

Высокие

Частичный контроль над  ценой

Некоторые ограниче – 

ния

Монополистическая конкуренция

Множест-во фирм

Дифференцированная продукция

Низкие

Очень слабый контроль над  ценой

Некоторые ограниче – 

ния


 

 

 

В случае совершенной конкуренции на рынке присутствует одновременно множество фирм ни одна из которых не занимает значительной доли рынка. Поэтому отдельно взятая фирма не может повлиять на отраслевое предложение, а значит и на рыночную цену. Продукт совершенно конкурентной фирмы недифференцирован, однороден, т.е. ничем не отличается от продукта других фирм данной отрасли (например, морковь, зерно, картофель). Отсутствуют, какие либо торговые марки.

Кроме того, совершенно конкурентный рынок характеризуется ничем не ограниченной свободой вхождения фирм в отрасль и выхода  
нее, а также равным доступом к информации. При этом под неограниченностью входа мы понимаем тот факт, что фирмы, которые еще только приступают к производству продукции, могут делать это  
на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен,  которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов; доступа  к государственным лицензиям и т.п. Под неограниченностью выхода понимается то, что фирмы не сталкиваются с какими бы то ни было  юридическими барьерами, покидая рынок, и всегда могут найти покупателей, готовых приобрести «дело», в которое фирма вложила свои постоянные затраты. Равный доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды затрат, необходимых для их производства. Покупатели также знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.  
 Весьма проблематично встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции: продукты разных фирм очень редко идентичны друг другу во всех отношениям, вход и выход крайне редко абсолютно свободны от препятствий и ограничений, а информация практически никогда не бывает равнодоступна всем. Существуют, однако, рынки, которые отвечают требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чем другие. В качестве примеров обычно приводят некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, а так же некоторые финансовые рынки.

Конкурентная фирма  является ценополучателем, т.е она  может продать все, что производит по текущей рыночной цене. Нет смысла продавать дешевле, если можно продать  по действующей цене рынка. Невозможно продать дороже, так как спрос  на продукцию фирмы сразу же упадет до нуля – на рынке множество других продавцов предлагающих такой те продукт по рыночной цене. Поэтому крива спроса на продукцию конкурентной фирмы есть горизонтальная линия, совпадающая с линией среднего и предельного дохода фирмы. (рис. 2.1)

            P


            P   D = AR = MR

 

               0                                       Q

Рис. 2.1 – Кривая спроса

 

Объемы ее производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции (рис. 2.2).

Очевидно, что в таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы  будет выглядеть как горизонтальная линия. Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р.

 

 

 

 

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.

Наличие абсолютно эластичного  спроса на продукцию фирмы принято  называть критерием совершенной  конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доходом (выручкой) фирмы  называют платежи, поступающие в  ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим доходом (ТR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (АR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или (что то же самое) общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Наконец, предельный доход (МR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же величине — цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход

Предложение фирмы в  краткосрочном периоде определяется исключительно ее издержками производства. Поэтому кривая предложения совпадает с кривой ее предельных издержек. Поскольку по мере роста объема производства растут предельные издержки выпуска еще одного изделия, только повышение цены на продукцию может побудить фирму произвести ее дополнительную единицу. Вследствие этого кривая предложения фирмы имеет восходящий характер (рис.2.3.)

                                    P


                                                                    MC = S

 

              1. Q

Рис. 2.3 – Кривая предложения  фирмы

Производитель стремится рационально  максимизировать прибыль. Полезный результат достигается когда  предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход (MR) не сравнятся с предельными издержками (MC). В случае, когда MR=MC, производитель уже не может ничего прибавить к своей прибыли и ее размер достигает своего максимума.

MR=MC является условием максимизации прибыли.

В случае несовершенной конкуренции фирма обладает определенной рыночной властью, т.е. способностью влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. 

Связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции - характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Из табл. 2.1 следует, что наибольшей степенью рыночной власти фирма обладает в условиях чистой монополии. В этом случае отрасль состоит только из одной фирмы, которая является единственным производителем какого либо продукта или поставщиком услуги. Из этого следует, что продукт монополии не имеет аналогов, поэтому покупатель вынужден приобретать его по цене, диктуемой фирмой  - производителем, или обходиться без него.

Кривая спроса на ее продукцию –  есть отраслевая кривая спроса, имеющая  отрицательный наклон.

 

 

                 P

 

               

 

                P1

                  D                       

                P2                              

                      

 

                  0               Q1  Q2           Q

                Рис. 2.4 – Кривая спроса

 

Каждому уровню цен соответствует  определенное количество товара, которое  потребители готовы купить в данное время. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар, ему приходится считаться со спросом потребителей, но он может ее контролировать. Если он назначит объем выпуска (Q2), то кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую будет готов заплатить потребитель за данное количество продукта (P2)/ цена зависит от выпуска монополиста, является функцией объема производства P=f(Q).

Рис. 2.5 – Кривые спроса

На рис. 2.5, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.

Если же цена меньше средних  издержек, то это означает, что перед  фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

На долговременном этапе  получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;

 – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот процесс будет  продолжаться до тех пор, пока не останется  экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.1.8,б). В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в современных экономических системах