Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:15, реферат
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Введение
3
Глава 1. Конкуренция и ее виды
§ 1. Сущность конкуренции
1.1. Что такое конкуренция?
1.2. Конкурентность рынка
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
§ 2. Виды конкуренции
2.1. Совершенная конкуренция
2.2. Монополистическая конкуренция
2.3. Олигополия
Глава 2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
§ 1. Сущность монополии
§ 2. Международные монополии
§ 3. Монополизация экономики
§ 4. Монополизм и конкуренция
4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция»
4.2. Монополистическая практика
Глава 3. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование
§ 1. История антимонопольного регулирования
§ 2. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации
§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в
Российской Федерации
Заключение 33
Список использованных источников 36
Статья 178 УК РФ устанавливает ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако при применении ее на практике возникает много вопросов1.
Прежде всего чрезмерно расширена возможность применения уголовно-правовых мер. Перечень деяний, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, содержится в ст.ст.6-10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее – Закон), причем подавляющее большинство из них подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ. Например, введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, запрещение на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой, ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам. Все это является не чем иным, как ограничением конкуренции (ч.1 ст.178 УК РФ).
Установление монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) воспроизведены в диспозиции ч.1 ст.178 УК РФ.
Кроме того, ряд действий,
указанных в Законе как нарушение
антимонопольного законодательства, напрямую
связаны с преступлениями. Так, изъятие
товаров из обращения, целью или
результатом которого является создание
или поддержание дефицита на рынке
либо повышение цен (абз.1 п.1 ст.5 Закона),
чаще всего связано с установлением
монопольно высоких цен; навязывание
контрагенту условий договора, невыгодных
для него или не относящихся к
предмету договора, необоснованные требования
передачи финансовых средств, иного
имущества, имущественных прав, рабочей
силы контрагента и др. (абз.2 п.1 ст.5
Закона) представляют собой одну из
форм ограничения доступа на рынок.
Подобный подход законодателя возлагает
на правоохранительные органы обязанность
прибегать к уголовному преследованию
в большинстве случаев
К примеру, по указанию начальника
одного из отделений железной дороги,
занимающей доминирующее положение
на рынке железнодорожных
Сотрудники городской
администрации и областного управления
российской транспортной инспекции
ограничили самостоятельность
Общепризнанно, что криминализация деяния уместна тогда, когда нет и не может быть нормы, достаточно эффективно регулирующей соответствующие отношения методами других отраслей права (гражданского, трудового или административного).
Представляется целесообразным
использование уголовно-
Результатом совершения данного преступления, как правило, является вред, причиняемый хозяйствующим субъектам. Так, в одной из областей были введены обязательность платного подтверждения сертификата на ввозимую в область продукцию, квотирование ввоза, повышенный размер сбора для предприятий, торгующих ввезенной продукцией. В итоге каждой из трех фирм, торгующих товарами, произведенными в другой области, был нанесен ущерб в размере, превышающем 50 млн. рублей.
Нередко вред наносится и
потребителям. В одном из крупных
промышленных городов рынок ритуальных
услуг был поделен между
Ввиду того, что рассматриваемые преступления совершаются в сфере экономической деятельности, т.е. в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, последствия от их совершения должны носить материальный характер. Причинение же неимущественного вреда должно влечь применение гражданско-правовых мер.
Материальные последствия могут выступать в виде прямого ущерба, а также упущенной выгоды (неполучения должного).
Определенный интерес представляют случаи нарушения антимонопольного законодательства со стороны должностных лиц органов власти и управления. На практике возникают непростые вопросы: как квалифицировать действия депутатов представительных органов в случае издания правового акта, ограничивающего доступ на рынок хозяйствующих субъектов? как оценить действия должностных лиц, выполняющих требования незаконного правового акта, изданного органами государственной власти?
Нарушения антимонопольного законодательства со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления получили распространение с расширением полномочий последних. Чаще всего депутаты различных уровней принимают нормативные акты, запрещающие ввоз на территорию определенного региона различных товаров, устанавливающие незаконные требования о получении лицензий товаропроизводителями из иных регионов, об уплате налогов и сборов.
Подобные акты принимаются коллегиально. Но вместе с тем суть их – ограничение конкуренции с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.178 УК РФ. Субъектом преступления придется при этом признавать всех членов депутатского корпуса, проголосовавших за подобное решение. Однако если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновных не найти.
Принятие незаконного
решения представительными и
исполнительными органами создает
лишь предпосылки для ограничения
конкуренции. Реально права хозяйствующих
субъектов нарушаются в результате
действий должностных лиц, их выполняющих
(исполнителей). К примеру, администрацией
области было издано постановление,
которым владельцы
И последнее: неясно, требуется ли дополнительная квалификация действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства, по нормам главы 30 УК РФ. Так, главой администрации области издано постановление, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом осуществлять торговлю ликероводочными изделиями в режиме работы с 19.00 до 23.00. Поскольку указания о специальном субъекте преступления в ч.1 ст.178 УК РФ не имеется, содеянное при наличии иных признаков подлежит дополнительной квалификации по нормам, устанавливающим ответственность за должностные преступления.
§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в
Российской Федерации
В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и среднесрочной программе правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах"1.
Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.
Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.
- разработка и реализация
Государственной программы
- осуществление
- недопущение создания
или сохранения более
- выработка сбалансированной
экспортно-импортной политики, в
том числе политики умеренного
государственного
- проведение специальной
политики в отношении
- выявление и пресечение
незаконных действий
- снижение барьеров для
входа на рынки новых
- дальнейшая разработка
и реализация государственной
политики по поддержке
- защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- проведение государственной потребительской политики как важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.
Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.
Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.
Важным направлением деятельности
антимонопольных органов
Необходимо регулирование
со стороны антимонопольных
Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.
Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.
Заключение
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.