Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 14:32, творческая работа

Краткое описание

Конкуренция, её виды. Совершенная конкуренция и её сущность.
Монополистическая конкуренция.
Монополия, олигополия.
Типы монополии.
Организационные формы монополии
Методы антимонопольного регулирования:
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией.

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и Монополия.pptx

— 276.31 Кб (Скачать файл)

Конкуренция и монополия.

 

ДГЮ-401

Заварзина Дарья

Содержание.

 

  1. Конкуренция, её виды. Совершенная конкуренция и её сущность.
  2. Монополистическая конкуренция.
  3. Монополия, олигополия.
  4. Типы монополии.
  5. Организационные формы монополии
  6. Методы антимонопольного регулирования: 
  7. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией.

 

 

Конкуренция-борьба, соперничество в какой-либо области с получением какой-либо выгоды.

 

Основные условия возникновения конкуренции:

    • полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
    • полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
    • противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

 

 

Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

 

1.

Виды конкуренции

 

Конкуренция

 

Чистая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция

 

Олигополия

 

Чистая монополия

 

Совершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция

Совершенная (чистая) конкуренция-  это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

 

 

 

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

 

  1. На рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

 

2) Тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

 

3) Свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

 

4) Наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях;

 

5) Экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Методы конкурентной борьбы:  

 

 

 

Неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.

 

Ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;

Усиление рыночной власти

 

Совершенная конкуренция

 

Монополистическая конкуренция

 

Олигополия

 

Чистая

  монополия

 

2.

 

    • Монополистическая конкуренция -  это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополия - структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм

 

Основные характеристики монополистической конкуренции:

 

    • относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
    • эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
    • сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

 

3.

Олигополия- это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

 

Основные характеристики олигополии:

    • малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм)
    • любой из олигополистов находится под воздействием поведения остальных фирм
    • возможна как ценовая (кратковременный эффект), так и неценовая конкуренция (более эффективный метод)
    • вступление в олигополистический рынок ограничено

 

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл

 

Основные черты чистой монополии:

    • единственный продавец-производитель;
    • товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
    • продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

 

Чистая монополия -это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей.

 

крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли;

 

положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем.

4.

 

 Естественная монополия.

 Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

 

Типы монополий

 

Искусственные монополии.

Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды.

Организационные формы монополии.

 

    •  1. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов Как правило, они действуют  в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

 

    • 2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно.

 

 

5.

    • 3.Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

 

    • 4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем.

 

    • 5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул. 6. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями.

Методы антимонопольного регулирования: 

 

    • ограничение монополизации рынка;
    • постоянный государственный мониторинг;
    • запрещение установления монополистических цен;
    • сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

 

6.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией.

 

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

 

7.

Благодарю за внимание.


Информация о работе Конкуренция и монополия