Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:51, доклад
Правовые аспекты банкротства в значительной степени регулируются конкурсным правом - системой норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), т. е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
В российском дореволюционном праве (до 1917 г.) проблемам банкротства уделялось значительное внимание. В современном отечественном праве и хозяйственной практике институт несостоятельности после почти восьми десятилетий перерыва восстановлен, достиг значительного уровня развития и продолжает совершенствоваться.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Дореволюционное конкурсное право 3
2 Советское конкурсное право 8
3 Современное конкурсное право 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
СОДЕРЖАНИЕ
Переход в 90-е гг. прошлого века к рыночной экономике и связанные с ним кризисные явления в российской экономике привели к резкому увеличению неплатежей. Многие организации оказались неспособными оплачивать счета поставщиков, вовремя погашать задолженность по заработной плате, а также осуществлять платежи в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Финансовое положение большинства хозяйствующих субъектов резко ухудшилось из-за острой нехватки финансовых ресурсов, вызванной высокими темпами инфляции. В данных условиях производственная функция управления дополняется функцией стратегического развития организации, что в бухгалтерском учете предполагает следование одному из основополагающих принципов - принципу непрерывности деятельности предприятия. На решение данной стратегической задачи направлены все усилия хозяйствующего субъекта.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) и государственное регулирование соответствующих отношений являются одной из самых дискуссионных областей не только права, но и экономики. Правовые аспекты банкротства в значительной степени регулируются конкурсным правом - системой норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), т. е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
В российском дореволюционном
праве (до 1917 г.) проблемам банкротства
уделялось значительное
Развитие российского конкурсного права можно представить тремя основными этапами, совпадающими с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в истории России. Первый этап дореволюционное конкурсное право; второй - конкурсное право советского периода (существовавшее только в период НЭПа); третий - современное конкурсное право (развивающееся с июня 1992 г.).
Зачатки конкурсного процесса можно обнаружить уже в древнейшем своде законов, возникшем и действовавшем в Древней Руси XI-XII вв. -Русской Правде Пространной редакции.
Законодательство различало несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, при которой он получал возможность выплатить долг в рассрочку, но эта льгота не распространялась на купца, пропившего капитал или потерявшего его в драке (неосторожное банкротство). В таких случаях судьба должника зависела от воли кредиторов, которые могли по своему усмотрению либо согласиться на погашение долга в рассрочку, либо продать имущество и самого должника в холопы.
Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственны исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет [9, с. 157].
Следы конкурсного права встречаются в договоре смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 г. В ст. 10 этого договора находится указание порядка удовлетворения при стечении нескольких кредиторов. В этом случае как немец в отношении своего русского должника в Смоленске, так и русский в отношении своего немецкого должника в Германии пользовались привилегией преимущественного удовлетворения. Эта привилегия сохранялась по ст. 11 даже в случае конфискации имущества за преступление.
К середине XIV в. на Руси в
основном было завершено восстановление
хозяйства, разрушенного нашествием Батыя
и последующими вторжениями войск
Золотой Орды, и постепенно создавались
условия для дальнейшего
Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что ее включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV-XVI вв. И только в 1497 г. был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.
Выдача головою есть древнейший способ удовлетворения требований, кто не гасил убытки, не платил долга, того самого отдавали истцу. Кредитор мог или взять его к себе во двор в качестве раба или продать его. После смерти должника, если он не успевал отработать своего долга, то обязательства переходили к его детям.
Этот период характеризуется образованием Русского централизованного государства. Вопреки установившемуся обычаю обращать несостоятельных должников в рабов законодатель позволяет выдавать таких лиц кредитору головою до тех пор пока не отработаются. В XVII в. вырабатывается постепенно идея имущественной ответственности за неисполнение по обязательству, вырабатывается порядок обращения взыскания за долги не на лицо, а на имущество должника.
В течение четырех столетий вплоть до Соборного Уложения 1649 г. не найдено каких-либо законов, регулирующих конкурсные отношения в России, хотя в других странах такие законы уже были. Очевидно, что в России в то время не было необходимости в таких законах. Об этом говорит и тот факт, что Соборное Уложение практически повторяет то, что было установлено за 400 лет до этого «Русской Правдой».
Следует отметить, что уже в законодательстве о несостоятельности Древней Руси вводилась очередность удовлетворения исков кредиторов. Первым по очередности был князь, за ним шли иностранные и иногородние купцы, а последними - местные кредиторы. В более позднем российском законодательстве, например в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне и иностранным кредиторам.
Итак, по определенным причинам, первым нормативным документом в России, регулирующим процедуру банкротства, был Банкротский устав, принятый 15 декабря 1740 г. Указом, сопровождавшим Устав, было предписано во всех вопросах, касающихся банкротств, поступать в соответствии с Уставом. Как было отмечено выше, во многом этот документ просто копировал западноевропейское законодательство, причем некоторые положения не могли применяться в России лишь по той простой причине, что не соответствовали ни национальным особенностям, ни экономическим реалиям того времени.
В России, в отличие от западных стран, долгое время не существовало каких-либо сроков, в течение которых кредиторы должны были заявить свои требования, и лишь указом от 27 января 1780 г. такие сроки были установлены: живущим в Петербурге кредиторам - месячный, а иногородним и иностранным - шестимесячный срок. Истечение этих сроков прекращало право кредитора на имущество должника.
Переломным в истории банкротства в России стала вторая половина XVIII в. Именно тогда были разработаны четыре законопроекта, регулирующие проблемы банкротства, было принято множество актов, и вся оживленная работа по кодификации завершилась изданием 19 декабря 1800 г. крупнейшего законодательного акта - Устава о банкротах. По Уставу 1800 г. банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался бесчестным, если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший банкротом «от несчастья», освобождался от ответственности по всем своим долгам.
23 июня 1832 г. был принят приемлемый и адекватный российской действительности новый закон - «Устав о торговой несостоятельности», который вначале применялся только к лицам, принадлежащим к торговому сословию, а в 1846 г. был распространен на всех лиц, занимающихся торговлей. Данный Устав применялся с небольшими поправками вплоть до 1917 г.
Дореволюционное законодательство в России предусматривало три формы возбуждения дела о несостоятельности: по заявлению должника, по просьбе кредиторов и по инициативе суда. Прежде всего, право просить об открытии конкурсного процесса было предоставлено кредиторам, но предполагалось, что сам должник раньше своих кредиторов может обнаружить свою несостоятельность. Чистосердечное признание должника было очень важным обстоятельством, так как, во-первых, кредиторы могли убедиться в добросовестности такого должника, во-вторых, в случае собственного заявления должник мог избежать ареста.
Все действия в рамках процедуры несостоятельности (отчуждение имущества, заключение мировой сделки и т.д.) осуществлялись после их утверждения судом. Суд утверждал и заключительный акт конкурсного производства - определение свойства несостоятельности, составлявшееся конкурсным управлением и выносившееся на обсуждение общего собрания кредиторов.
Необходимо отметить, что наряду с традиционными процедурами конкурсного производства российское законодательство той поры регламентировало процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности. Для их проведения были созданы администрации по торговым делам.
Следует подчеркнуть, что существовавший институт администрации отличался от своих западных аналогов, где для предотвращения несостоятельности должнику предоставлялась отсрочка в платежах, применялись такие меры, как предупредительная мировая сделка, судебная ликвидация. При этом по зарубежному законодательству за должником сохранялось управление его имуществом, а по законодательству России должник отстранялся от управления имуществом.
В 1857 г. в Устав были введены нормы о ежегодном составлении бухгалтерского баланса. В ходе анализа законодательства периода 1800-1917 гг. можно выделить некоторые характерные его особенности:
1) банкротство рассматривается
как несостоятельность
2) дается четкое
3) проводится классификация
понятий несостоятельности (
Кроме того, при определении
несостоятельности
Следующий, весьма непродолжительный по времени этап развития института несостоятельности можно назвать советским. На данном этапе развития конкурсного права процедура несостоятельности, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась.
Переход к мирной жизни, внедрение новой экономической политики и возникновение свободного товарооборота привели к появлению проблемы не платежей и соответственно необходимости их правового регулирования. Первый Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) 1922 г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, принятый в 1923 г., процедуру объявления несостоятельности не регулировал. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления процедур банкротства. Этот недостаток был компенсирован только в 1928 г., когда Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен гл. 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». В ст. 318 предусматривались признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам» [9, с. 46].
С 1928 г. по мере свертывания НЭПа и введения программы индустриализации страны и первых пятилеток постепенно стали исчезать из законов и те незначительные конкурсные нормы, которые существовали. Все происходящее объяснялось тем, что институт несостоятельности, в отличие от некоторых других институтов, совершенно несовместим с плановой экономикой и безраздельной государственной монополией на собственность, модель несостоятельности существовала только в нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась. Проблема неплатежей регулировалась на государственном уровне с помощью разработанной системы дотирования убыточных отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Нерентабельные предприятия и хозяйства искусственно встраивались в экономику и существовали в качестве плaнoвo-yбытoчныx за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих схем перераспределения финансовых потоков в хозяйственных системах министерств и ведомств.
В отношении граждан вопрос о банкротстве не возникал вовсе, так как они не имели права заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью.