Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:43, доклад
Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
2 слайд. Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом (1768-1848), который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор».
3 слайд. Основные идеи консерватизма: трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения; признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков; негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям; политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти; приверженность социальной стабильности.
4 слайд. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители – критики Великой Французской революции – Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Э. Бёрк. Общепризнанным «пророком консерватизма» считается английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (1729-1797). В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы главные принципы консерватизма. Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Бёрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенное обновление — вот принципы, которым, по мнению философа, должно следовать общество. Только в этом случае может быть обеспечена его будущность.
Основные принципы и ценности: культ нравственности, авторитет школы, семьи и церкви; культ традиций, национальной культуры, патриотизм; приоритет интересов государства перед интересами индивида; сильное иерархичное государство; конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод; прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен.
5 слайд. Наиболее содержательные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям.
6 слайд. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко – не как набор идей, а как, возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). При этом Манхейм предупреждает, что консерватизм следует отличать от традиционализма (который часто служит его истоком): консерватизм – это теоретически оформленное учение, традиционализм – подсознательное психологическое отрицание всяких нововведений и изменений (т. е. особое настроение). Если традиционализм стремится вернуться к идеальному первоначальному состоянию («золотой век» и т. п.), то консерватизм стремится сохранить от разрушения, существующие общественные институты и ценности С. Хантингтон выделил три подхода к идентификации консерватизма: 1) «автономный» – когда консерватизм предстает психологической установкой, независимой от конкретных обстоятельств; 2) «ситуационный» — когда консерватизм рассматривается в качестве идеологии, противодействующей опасности свержения любого существующего строя; 3) «аристократический» — когда речь идет о реакции на буржуазную революцию.
Главная задача консерватизма – защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, что не всегда символизирует верность старому, отжившему и вражду ко всему новому: ведь не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно так же не всякое новое прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ.
7 слайд. В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально – психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально – политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям. На основе этих установок сформировались основные политические ориентиры традиционного консерватизма:
1. Общество – это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность – доказательство этой ценности. Нельзя полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или даже общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода с его историей;
2. Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой несвободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима, а существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы. Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;
3. Неприкосновенность привилегий высших слоев общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);
4. Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка – семьи, религии, национального величия и частной собственности. Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка;
5. Цель политики – защита статус-кво от любых поползновений революционеров; выработка реформаторского типа социальных изменений; поиск в истории таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда. Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства;
6. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
1. Уважение к
сильному государству как
2. Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям – семье, религии, частной собственности.
3. Признавая формально (юридически) равенство людей, он однозначно выступает против экономического и социального равенства.
4. Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции.
5. Требование взаимного
доверия и взаимопомощи
10 слайд. В то же время можно выделить и другие новации в содержании неоконсерватизма: только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека; свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству; классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит; главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.