Консолидированная и сводная отчетность, порядок формирования их показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность".
Сводная отчетность - система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимозависимых организаций, что близко по сути к определению МСФО консолидированной отчетности.

Вложенные файлы: 1 файл

Консолидированная отчетность.docx

— 21.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Ставропольского края

ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж».

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

« Консолидированная и сводная отчетность, порядок формирования их показателей».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

обучающаяся группы Б-32

Губина Елена

Преподаватель: Хилько А. А.

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2014 г.

 

Понятие "сводной" и "консолидированной" отчетности и их отличия.

 

     В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность".

     Сводная отчетность - система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимозависимых организаций, что близко по сути к определению МСФО консолидированной отчетности.

     Консолидированная финансовая отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период группы взаимосвязанных организаций и составляется на основе данных индивидуальной бухгалтерской отчетности организаций, входящих в эту группу.

      Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

      Различие между сводной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетностью состоит в том, что сводная отчетность составляется путем объединения, суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы организаций, а консолидированная отчетность составляется путем консолидации показателей отчетности участников группы, т.е. путем суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы с одновременным исключением внутренних взаимосвязей, взаимоотношений между участниками группы. Благодаря этому консолидированная отчетность представляет собой показатели деятельности как бы единой крупной организации, хотя участники группы организаций продолжают оставаться юридически самостоятельными и осуществляют свою хозяйственную деятельность часто не только внутри одной страны, но и на территории других государств, взаимодействуя и координируя деятельность между собой. Иначе говоря, консолидированная бухгалтерская отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период экономического комплекса, рассматриваемого как единое целое и включающего в себя ряд организаций, взаимодействующих между собой.

      Сводную годовую бухгалтерскую отчетность составляют федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти на основании индивидуальной бухгалтерской отчетности подчиненных организаций. В настоящее время сводная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 15.01.97г. №3.

      В состав сводной годовой бухгалтерской отчетности включаются:

- бухгалтерский баланс — форма № 1;

- отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

- отчет об изменениях капитала — форма № 3;

- отчет о движении денежных средств — форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.

      Федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной отчетности может включаться пояснительная записка.

      Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

      Особенности сводной отчетности:

- сводные отчеты формируются  по отраслевому признаку;

-собственниками организаций, включаемых в сводный отчет, за  исключением акционерных обществ, выступает государство в лице  органа исполнительной власти;

- показатели деятельности  федерального органа исполнительной  власти в сводный отчет не  включаются;

-потребителями информации  сводной отчетности выступают  министерства, ведомства, статистические  и финансовые органы.

      Порядок формирования сводной бухгалтерской отчетности министерствам ведомства устанавливают самостоятельно, но известны два метода составления сводной отчетности — фабрично-заводской и отраслевой. Фабрично-заводской метод предусматривает формирование отчетности путем арифметической сводки отчетов подчиненных производственных объединений и организаций. При использовании отраслевого метода сводный отчет обставлялся по отраслевому признаку. Значительную часть показателей сводной отчетности: показатели продукции, численности персонала, фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков — получали суммированием показателей сводимых отчетов. В качестве показателей сводной отчетности использовались относительные величины по сводным показателям и показателям деятельности отдельных организаций.

      Сводную годовую бухгалтерскую отчетность рекомендуется составлять по следующим видам основной деятельности организаций:

- промышленных;

-строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательных;

-геологических и топографо-геодезических;

-научных;

-материально-технического  снабжения и сбыта;

-торговли и общественного  питания;

-сельскохозяйственного  производства;

-транспорта;

-по ремонту и содержанию  автомобильных дорог;

-жилищно-коммунального хозяйства;

-внешнеэкономических.

      Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти имеют право расширять указанный перечень видов деятельности, в разрезе которых составляется и представляется сводная годовая бухгалтерская отчетность.

      Сводная отчетность представляется федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ и Федеральной службе государственной статистики: по унитарным предприятиям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным года; по акционерным обществам (товариществам), части акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной себестоимости (независимо от размера доли), — не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

      Сводная бухгалтерская отчетность также составляется в рамках одного юридического лица на основе отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

      Исследование принципов и правил формирования консолидированной финансовой и сводной бухгалтерской отчетности указывает на неправомерность отождествления данных видов отчетности.

      Сводная бухгалтерская отчетность составляется в рамках одного собственника на основе отчетов организаций построчным суммированием соответствующих показателей в отдельных формах отчетности, с соблюдением определенных правил суммирования.

      Формирование консолидированной отчетности имеет ряд особенностей, в частности элиминирование операций между компаниями, входящими в группу, с целью устранения повторного счета в консолидированном отчете группы. Для элиминирования взаимных операций при формировании подразделением материнской компании консолидированной отчетности составляются специальные таблицы, заполняемые на основании информации организаций, входящих в группу. Информация для элиминирования и формирования консолидированной отчетности обобщается организациями, входящими в группу, на специально открываемых синтетических счетах, субсчетах и счетах аналитического учета.

      Особенность консолидированной финансовой отчетности также состоит в отражении в консолидированном балансе имущества, находящегося под контролем группы, так как каждая организация является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

 

Формирование основных показателей "сводной" и "консолидированной" отчетности.

 

      Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое. Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.

       В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения: в структуру баланса; в состав и содержание статей баланса; в оценку статей баланса; в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.

      Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.

      Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.

      Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

      Головной организации предоставлено право регулирования вопросов бухгалтерской отчетности организаций, входящих в Группу, путем утверждения собственных форм внутригрупповой бухгалтерской отчетности и правил ее составления.

      Если дочернее общество, расположенное за пределами Российской Федерации, не может составить бухгалтерскую отчетность на ту же дату, что и вся Группа, то допускается включение в состав сводной отчетности показателей бухгалтерской отчетности составленной на иную дату, при условии, что расхождение между отчетными датами дочернего общества и Группы не превышает трех месяцев.

      Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании.

      Пересчет показателей бухгалтерского баланса зарубежного дочернего общества, составленного в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации - рубли - для включения в сводную отчетность Группы производится по курсу ЦБ РФ, последнему по времени котировки в отчетном периоде, а пересчет величины доходов и расходов, формирующих отчет о прибылях и убытках дочернего общества, производится с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средневзвешенного курса за отчетный период. Разницы, возникающие в результате такого пересчета, следует отражать в составе добавочного капитала и в пояснениях к сводной бухгалтерской отчетности Группы.


Информация о работе Консолидированная и сводная отчетность, порядок формирования их показателей