Конспект по работе Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Первое издание этой работы вышло в 1884 году под авторством Фридриха Энгельса. Его работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» базируется на фактологическом материале содержащееся в труде Л. Моргана «Древнее общество».
Затем, в 1891 Ф. Энгельс издает новое издание своего труда, с некоторыми дополнениями, ведь с тех пор, как вышло в свет первое издание, прошло семь лет, и за эти годы в изучении первобытных форм семьи были достигнуты большие успехи.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по Ф.Энгельсу Происхождение семьи, частной собственности и государства.docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

Конспект по работе Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной  собственности и государства»

 

Первое издание этой работы вышло  в 1884 году под авторством Фридриха Энгельса. Его работа «Происхождение семьи, частной  собственности и государства» базируется на фактологическом материале содержащееся в труде Л. Моргана «Древнее общество».

Затем, в 1891 Ф. Энгельс издает новое издание  своего труда, с некоторыми дополнениями, ведь с тех пор, как вышло в  свет первое издание,  прошло семь лет, и за эти годы в изучении первобытных  форм семьи были достигнуты большие  успехи.

В своей работе, Энгельс переработал данные Моргана  и других ученых по этой теме, сделал дополнения и высказал свою точку  зрения и свою теорию. Таким образом, Ф. Энгельс , в исследовании Моргана  сделал критические замечания которые  относятся к этой теме и записал  их в первом предисловии 1884 года : «Согласно  материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в  конечном счете, производство и воспроизводство  непосредственной жизни. Но оно само бывает двоякого рода. С одной стороны  производство средств к жизни: предметов  питания, одежды, жилища и необходимых  для этого инструментов; с другой стороны производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи определенной страны, обуславливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны  – труда , с другой – семьи . Чем  меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее  тем сильнее проявляется зависимость  общественного строя от родовых  связей. Между тем в рамках этой основанной на родовых связях структуры  общества все больше развивается  производительность труда, а вместе с ней – частная собственность  обмен ,имущественные различия , возможность  пользоваться чужой рабочей силой  и тем самым основа классовых  противоречий: новые социальные элементы, которые в течении поколений  стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока наконец, несовместимость того и другого  приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых обледенениях , взрывается в результате столкновения новообразовывавшихся общественных классов; его место занимает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развиваются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писанной истории вплоть до нашего времени.»

Данная работа раскрывает закономерности развития первобытнообщинного  строя, основные этапы его развития и причины его неизбежной гибели. Здесь в диалектической связи  показаны процессы развития и возникновение  семьи, частной собственности и  государства, которые привели к  возникновению классового общества.

Первая  глава называется «Доисторические  ступени культуры»  и подразделяются на 3 главных эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Но в данной работе описаны только первые две эпохи, которые внутри себя еще делятся на 3 ступени развития – низшая, средняя и высшая.

Кратко охарактеризуем эти 2 эпохи.

 

  1. Дикость
  • Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

 

  • Средняя ступень. Начинается с введения рыбной пищи и с применением огня. Но с этой новой пищей они люди стали независимыми от климата и местности; они могли уже расселятся на большом расстоянии. Заселение новых мест и постоянное стремление к поискам, в соединение с обладанием с огнем, добывающийся трением, доставляли новые средства питания.

 

  • Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычной отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством можно найти некоторые зачатки поселения деревнями, известную ступень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество каменные орудия . Огонь и каменный топор уже дают возможность делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.

 

  1. Варварство
  • Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства. Оно было обязано своим возникновением обмазыванием плетенных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными.

Характерной особенностью этого периода  является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный  материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми пригодными для разведения видами животных и  видами злаков, кроме одного; западный материк, Америка, из всех поддающихся  приручению животных только ламой, а  из культурных злаков только одним  – маисом. Вследствие этого различия в природных и условиях население  каждого полушария развивается  по своему собственному сценарию, и  межевые знаки на границах отдельных  ступеней развития становятся разными  для каждого из полушарий.

 

  • Средняя ступень, На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и употребления построек из адобов (высушенного на солнце кирпича-сырца)  и камня. Приручение стад и образования крупных стад вело к пастушеской жизни. Возделывание злаков было вызвано, прежде всего, потребностью в корме для скота и только в последствии стало важным источником питания для людей.

 

  • Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате буквенного письма и применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии , более богата успехами в области производства , чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

 

Произошло изобретение железного  плуга, топора, лопаты; благодаря этому  земледелие стало в большом размере, полеводство, увеличение жизненных  припасов. Начался также быстрый  рост населения, которое стало более  густым на небольших пространствах, появляются задатки центрального управления. Появились железные орудия, обработка  металлов, переходящие в художественное ремесло, зачатки архитектуры как  искусства, города, окруженные зубчатыми  стенами с башнями, гомеровский  эпохи вся мифология – вот  главное наследство, которое греки  перенесли из варварства в цивилизацию.

Вторая  глава называется «Семья», в которой, основываясь на анализ огромного фактического материала, делается вывод, что в первобытном человеческом обществе существовало такое состояние, когда каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина – каждой женщине. Это был период так называемого группового брака, в котором оставалось очень мало места для ревности. Данный брак можно назвать неупорядоченным.

И Согласно Моргану, из этого первобытного состояния  неупорядоченных отношений, вероятно, весьма рано развилась:

  1. Кровнородственная семья — первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены по поколеньям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, т.е. отцы и матери; равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов, а их дети, правнуки первых, - четвертый круг.

 

Данный  тип семьи уже вымер. Даже у  наиболее диких народов, о которых  рассказывает история, нельзя найти  ни одного бесспорного примера ее. Но то, что такая семья должна была существовать, нас заставляет признать гавайская система родства, остающаяся в силе еще и поныне во всей Полинезии и выражающая такие  степени кровного родства, какие  могут возникнуть лишь при этой форме  семьи; признать это заставляет нас  все дальнейшее развитие семьи, предполагающее существование этой формы как  необходимой первоначальной ступени.

 

  1. Пуналуальная семья. В ней из полового общения исключаются родители и дети, а так же братья и сестры. Из пуналуальной  семьи возник институт рода.  Под родом понимают сообщества родственников, которые имеют одну женщину – предка. При групповом браке, естественно, родственность можно было установить только по женской линии.

 

По  гавайскому обычаю известное число  сестер, единоутробных или более  дальних степеней родства (двоюродных, троюродных и т. д.), было общими женами своих общих мужей, из числа которых, однако, исключались их братья; эти  мужья называли уже один другого  не братом, они и не должны были более  быть братьями, а «пуналуа», то есть близким товарищем. Равным образом  ряд братьев, единоутробных или  более дальних степеней родства, состоял в общем браке с  известным числом женщин, но только не своих сестер, и эти женщины  называли друг друга пуналуа.

 

  1. Парная семья. В ней мужчина живет с одной женщиной, однако многоженство имеет место, хотя и редко. От женщины на все время сожительства требуется строжайшая верность. Запрет браков между родственниками ведет к укреплению жизнестойкости и развитию умственных способностей людей.

 

«Женщина  у всех дикарей и у всех племен, стоящих на низшей, средней, и отчасти  даже высшей ступени варварства, не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное положение» Эпоха варварства отличается наличием матриархата. Это  объясняется тем, что женщины, ведущие  коммунистическое домашнее хозяйство, принадлежат к одному роду, а мужчины  – к разным.

 

В эпоху варварства  появились стада  лошадей, верблюдов, ослов, рогатого скота, овец, коз и свиней. Это имущество  размножалось и доставляло обильную молочную и мясную пищу. Охота отступила  на задний план. Появились рабы. Появление  рабства обусловлено тем, что  рабочая сила человека стала давать значительный доход, преобладающий  перед расходами на ее содержание.  Муж при этом стал собственником  скота и рабов.

 

Постепенно  родовое богатство переходит  в собственность глав семейств (стада, металлическая утварь, предметы роскоши  и рабы). «Таким образом, по мере того, как богатство росло, оно давало мужу более влиятельное положение  в семье, чем жене, и порождало, с одной стороны стремление использовать это упрочившееся  положение для  того, чтобы изменить обычный порядок  наследования в пользу детей». Но этого  не могло быть, пока происхождение  считалось по материнскому праву. Его  надо было отменить, и оно было отменено. При этом происхождение стало  определяться не по материнской, а по мужской линии, вводилось право  наследования по отцу.

 

«Ниспровержение материнского права было  всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил в доме бразды правления, а женщина утратила свое почетное положение, была превращена в слугу, в рабу его похоти, в простое  орудие деторождения».

 

  1. Моногамная семья. «Она возникает из парной семьи, как выяснено выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа -  один из признаков начала цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение имуществом отца. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон.

 

Появившееся единобрачие есть не что иное, как  порабощение одного пола другим. Ф.Энгельс  пишет: «первая появляющаяся в истории  противоположность классов совпадает  с развитием антагонизма между  мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение  совпадает с порабощением женского пола мужским».

Итак, мы имеем  три главные формы брака, в  общем и целом соответствующие  трем главным стадиям развития человечества Дикости соответствует групповой  брак, варварству — парный брак, цивилизации  — моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и  многоженство.

«Моногамия  возникла вследствие сосредоточения больших  богатств в одних руках, а именно – в руках мужчины и из потребности  передать эти богатства по наследству детям этого мужчины, а не другого».

До средних  веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей  различного пола стремление к половой  связи, что как для мужчин, так  и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой  любви еще бесконечно далеко. На протяжении всей древности браки  заключались родителями вступающих в брак сторон, которые спокойно мирились с этим.

Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса  древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь, в этом отношении женщина находится  в равном положении с мужчиной. Во-вторых, сила и продолжительность  половой любви бывают такими, что  невозможность обладания и разлука  представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем, они  идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения  супружеской верности. И, наконец, появляется новый нравственный критерий для  осуждения и оправдания половой  связи, спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нeт.

Информация о работе Конспект по работе Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства»