Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:05, контрольная работа
Рынок труда определяется размерами спроса и предложения рабочей силы, претендующей на работу по найму, наличием рабочих мест по всем отраслям и секторам экономики. Расширение емкости рынка труда возможно за счет увеличения либо предложения, либо спроса на труд, либо комбинации. Спрос на рабочую силу определяется потребностями первичных структурных звеньев экономики в найме определенного количества работников необходимой квалификации, для производства товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом.
Контрольный теоретический вопрос ........................................................3
Эссе ..............................................................................................................18
Тестовые задания ........................................................................................23
Список литературы .....................................................................................24
Однако только этим социальные последствия безработицы не ограничиваются. В условиях ее достаточно высокого уровня работник должен "держаться" за свое рабочее место. Работодатель, как правило, пользуется сложившейся ситуацией. К этому его в определенной мере "стимулирует" государство, которое пока не наладило необходимого контроля за условиями труда и его оплаты. В целом, очевидно, можно говорить, что безработица становится социально-экономическим институтом, который используется для обеспечения господства работодателей над наемными работниками.
Важнейшим социальным последствием безработицы является потеря квалификации. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В том случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую-либо профессиональную деятельности. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям, но для этого им нужна помощь и психолога и социолога.
Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда - между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места.
Безработица приводит к росту числа больных, которым оказывается консультативно-лечебная помощь в связи с заболеваниями психическими расстройствами и расстройствами поведения. Существенно увеличивается число больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания и токсикомания.
В то же время надо отметить, что недостаток денежных средств у безработных затрудняет их лечение и возвращение к нормальной жизни.
Анализ статистических данных показал, что от безработицы зависит число совершенных браков - чем выше уровень безработицы, тем меньше заключается браков. В то же время с падением уровня безработицы после 1998 г. число заключенных браков начало расти.
Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие, может обеспечить себе увеличение прибыли. "Избавившись" от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном) и т.д. Кроме того, уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного или интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива.
Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.
Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.
И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения, процессов.
Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя не признать достаточно странным встречающееся в литературе утверждение, что безработица может стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Нам представляется, что подобная точка зрения не имеет достаточных оснований для своего существования. Не требует доказательства тот факт, что если человек озабочен тем, что завтра могут уволить и устроиться на работу в данной и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем своем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя обеспечить и стабильность производственного коллектива как важнейшего условия высококачественной работы, а, следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск "надежного" места работы.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что положительные аспекты безработицы имеют свои "границы" и могут быть позитивными лишь в сравнении с отрицательными последствиями безработицы.
Поэтому политика государства, направленная на снижение уровня безработицы и создание качественных рабочих мест, может и должна способствовать сокращению экономических потерь, которые сегодня несут и сами безработные, и государство, и общество в целом, а значит, росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности.
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика
занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно
избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в
российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на
1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с
целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого
населения. В число задач данного блока входят организационное развитие
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
на тему: «Особенности безработицы и политики занятости в современной экономике России (на основе статистических данных последних трех лет)».
Общие положения теории занятости, рынка труда и безработицы вполне применимы и к анализу современной безработицы в России. Однако модель безработицы, характерная для стран с развитой рыночной экономикой, не может быть механически перенесена на Россию, осуществляющую переход от командно-административной системы к рыночной экономике и демократическому общественному устройству.
До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся – относительному и абсолютному. В действительности определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной собственности и централизованного управления экономикой. Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная) безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые .
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.
С момента возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам .
Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите общества.
Процесс формирования полноценного рынка труда в России тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.