Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа
В современной капиталистической системе существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка.
Рынок – это экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей.
Рынок базируется на трех основных элементах:
1) цене;
2) спросе и предложении;
3) конкуренции.
Он имеет сложную
структуру. Существуют рынки
Есть и другие классификации рынков.
В зависимости от особенностей ценообразования и характера конкуренции можно выделить следующие типы рынка:
1) рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
2) монопольный рынок
(один продавец и много
3) рынок олигополии (мало
продавцов и много покупателей)
4) рынок монополистической конкуренции (рынок, сочетающий элементы монополии и совершенной конкуренции);
5) рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель).
В зависимости от
территориальных границ и
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить?
Для этого рынок выполняет ряд функций:
Развитой рынок
способствует эффективному
Вместе с тем рынок не является идеальным механизмом. Он не способен ликвидировать безработицу и инфляцию, обеспечить производство общественных благ (оборона, общественный транспорт, общее образование и медицинское обслуживание), социальную защищенность и расслоение общества на богатых и бедных, защитить общество от алчности монополистов и отрицательных внешних эффектов (защита окружающей среды), решить многие другие экономические и социальные проблемы.
2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА
2.1 СТРУКТУРА РЫНКА
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой.
Его классифицируют по различным категориям:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);
2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);
3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);
4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);
5) по характеру продаж (оптовый, розничный).
Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).
Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупнено его можно представить в виде рынков:
1) топлива и минерального сырья;
2) сельскохозяйственного
сырья, продовольственных и
3) объектов промышленного строительства;
4) машин и оборудования;
5) научно-технических знаний.
Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.
На рынке научно-технических
знаний покупаются и продаются научно-
Рынок предметов потребления
подразделяется на рынки потребительских
товаров длительного и
Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.
Рынок услуг - это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е гг.
Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По типу конкуренции различают:
- рынок свободной (совершенной)
конкуренции, где все продавцы
имеют равные права и
- рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
По своей структуре
рынок представляет собой такой
способ связи или отношений между
производителями и потребителям
2.2 ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов
для эффективного
Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга.
Услуга - это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.
В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации, не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих транзакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации транзакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- система регулирования
занятости населения и центр
государственного и
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования
хозяйственного коммерческого
- специальные рекламные
агентства, информационные
- торговые палаты, другие
общественные, добровольные и
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании;
- консультативные (
- общественные и