Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:53, контрольная работа
Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям требует определенного времени. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе которые можно продать на рынке труда.
1.Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
2.Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дифициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.
3.Задача.
4. Список литературы.
Приложения.
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
кафедра "Экономики и менеджмента"
Контрольная работа
По дисциплине "Макроэкономика"
№зачетной книжки З-13-106
№варианта 7
Студент 1 СП курса з/о "Учет и аудит"
Проверил ст.преподаватель
магистр экономики
Кокшетау-2013г
Содержание
1.Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
2.Дискреционная и
3.Задача.
4. Список литературы.
Приложения.
1.Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям требует определенного времени. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике в следствии научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связанно с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
Сочетание фрикционной и
структурной безработицы
Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.
Расчеты фактического и естественного уровня безработицы осложняются тем, что критерии отнесения отдельных лиц к категориям занятых и безработных достаточно подвижны. Обычно безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.
Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного возраста, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратили ее поиск. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях(псих больницах, тюрьмах).
Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Естественный уровень безработицы( NAIRU) определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и последующие 10 лет(используются прогнозные оценки с учетом вероятности динамики ожидаемого уровня инфляции).
Основными причинами существования
естественного(устойчивого)
1)Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхование по безработице.
Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустроиству- увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработице. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда. В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.
2)Устойчивость заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесными значениями (рис. 1).
«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы Р предложение труда L превосходит спрос на труд L , и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.
"Застывания" рынка труда в неравновесном состояний связанно с:
1)законодательным
2)фиксацией уровня заработной
платы в коллективных
3)незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.
Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочом периоде связанна с:
1)увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;
2)увеличением доли женщин в составе рабочей силы;
3)более частыми структурными сдвигами в экономике.
Закон Оукена связывает колебания уровнябезработицы с колебаниями ВВП:
1) Y-Y* = -B(u-u*) ,
Y*
где Y-фактический объем производства;
Y*-потенциальный ВВП
u- фактический уровень безработицы
u*- естественный уровень безработицы
В- эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1% ,то фактический объем производства будет ниже потенциального на В%
Коэффициент В устанавливается эмпирическим путем и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей.
2) Y-Y = 3%-2(u-u ) ,
Y-
где Y-фактический объем производства в текущем году;
Y -фактический объем производства в прошлом году;
u- фактический уровень безработицы в текущем году;
u - фактический уровень безработицы в прошлом году;
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-технического прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВВП снижается на 2%.
2.Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.
Дискреционная фискальная политика целенаправленное изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискриционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
При дискреционной фискальной политики в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижению налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связанна со значительными внутренними временным лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
При недискреционной фискальной политики бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" стабилизатор- экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхования по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Степень встроенной стабильности
экономики непосредственно
Циклический дефицит(излишек)-дефицит(
В фазе циклического подъема Y Y , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (рис 2)
В фазе циклического спада Y Y, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G-величиной y, которая характеризует соотношения между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства. Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное влияние на рост или снижение совокупного спроса. В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефициты (излишек) госбюджета- разность между расходами(доходами) и доходами(расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходиться опираться на оценки общего бюджетного дефицита.