Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям требует определенного времени. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе которые можно продать на рынке труда.

Содержание

1.Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
2.Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дифициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.
3.Задача.
4. Список литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа макро.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

 

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

кафедра "Экономики и  менеджмента"

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине "Макроэкономика"

№зачетной книжки З-13-106

№варианта 7

 

 

 

Студент 1 СП курса з/о "Учет и аудит"                                                      Брашко А.П.

 

 

Проверил ст.преподаватель

магистр экономики                                                                                        Кушекбаев Н.М.

 

 

 

 

 

 

Кокшетау-2013г

 

Содержание

1.Формы безработицы и  ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.

2.Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дифициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

3.Задача. 

4. Список литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формы безработицы  и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.

Основными типами безработицы  являются фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям требует определенного времени. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе которые можно продать на рынке труда.

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике в следствии научно-технического  прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связанно с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Сочетание фрикционной и  структурной безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВВП. Ряд экономистов считают не приемлемым использование термина "естественный" по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Поэтому в макроэкономической литературе широко используется термин NAIRU, который фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Расчеты фактического и естественного  уровня безработицы осложняются  тем, что критерии отнесения отдельных  лиц к категориям занятых и  безработных достаточно подвижны. Обычно безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

Совокупность занятых  и безработных образует рабочую силу. Лица, не  имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного возраста, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратили ее поиск. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях(псих больницах, тюрьмах).

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.

Естественный  уровень безработицы( NAIRU) определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и последующие 10 лет(используются прогнозные оценки  с учетом вероятности динамики ожидаемого уровня инфляции).

Основными причинами существования  естественного(устойчивого)уровня безработицы являются следующие.

1)Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхование по безработице.

Выплата пособий по безработице  относительно снижает стимулы к  быстрому трудоустроиству-  увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе  это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных  и повышению уровня безработице. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда. В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2)Устойчивость заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесными значениями (рис. 1).

«Жесткость»  заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы    Р     предложение труда L  превосходит спрос на труд L  , и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

"Застывания" рынка  труда в неравновесном состояний связанно с:

1)законодательным установлением  минимума заработной платы, которое  ограничивает ее свободные колебания.  Ограничивающие воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категории занятых равновесная ставка  заработной платы ниже законодательного установленного минимума.

2)фиксацией уровня заработной  платы в коллективных договорах  с профсоюзами и  индивидуальных  трудовых соглашениях;

3)незаинтересованностью  фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.

Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочом периоде связанна с:

1)увеличением доли молодежи  в составе рабочей силы;

2)увеличением доли женщин  в составе рабочей силы;

3)более частыми структурными  сдвигами в экономике.

Закон Оукена связывает колебания уровнябезработицы с колебаниями ВВП:

1)  Y-Y* = -B(u-u*) ,

       Y*

где Y-фактический объем  производства;

      Y*-потенциальный  ВВП

       u- фактический уровень безработицы

       u*- естественный уровень безработицы

       В- эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1% ,то фактический объем производства будет ниже потенциального на В%

Коэффициент В устанавливается эмпирическим путем и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей.

2)     Y-Y = 3%-2(u-u ) ,

          Y-

где Y-фактический объем  производства в текущем году;

      Y -фактический  объем производства в прошлом  году;

       u- фактический уровень безработицы в текущем году;

       u - фактический уровень безработицы в прошлом году;

Если фактический уровень  безработицы не изменился по отношению  к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-технического прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВВП снижается на 2%.

2.Дискреционная  и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и  излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Дискреционная фискальная политика целенаправленное изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискриционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые  поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политики в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижению налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связанна со значительными внутренними временным лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политики бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" стабилизатор- экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных  трансфертов (в том числе страхования по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит  от величин циклических бюджетных  дефицитов и излишков, которые  выполняют функцию автоматических "амортизаторов"колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит(излишек)-дефицит(излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением(увеличением) налоговых поступлений и увеличением(сокращением) государственных трансфертов на фонде спада(подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y  Y , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (рис 2)

В фазе циклического спада Y   Y, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G-величиной y, которая характеризует соотношения между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства. Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности  экономики оказывается тем выше, чем уровень налоговых ставок  t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное влияние на рост или снижение совокупного спроса. В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается  сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефициты (излишек) госбюджета- разность между расходами(доходами) и доходами(расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходиться опираться на оценки общего бюджетного дефицита.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"