Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:56, контрольная работа
Макроэкономика — часть экономической теории, исследую¬щая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого.В отличие от микроэкономики, макроэкономика не занима-ется изучением проблем функционирования отдельных рынков, особенностей ценообразования в условиях совершенной и не совершенной конкуренции, не рассматривает механизм взаи¬модействия спроса и предложения на рынках факторов произ¬водства, оставляет за рамками анализа мотивацию поведения отдельного потребителя или отдельного производителя на рын¬ке.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
1.2.2 Протекционизм
Протекционизм (protectionism)
- государственная политика защиты
внутреннего рынка от иностранной
конкуренции путем
Протекционизм система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары
Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.
Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта / экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.
В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.
Выделяют несколько форм протекционизма:
* селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
* отраслевой протекционизм
- защищает определенные отрасли,
* коллективный протекционизм
- проводится объединениями
* скрытый протекционизм
- осуществляется методами
В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:
1. Экономический выигрыш
для отрасли или фирмы в
виде прироста объема
2. Направления и объемы изменения бюджета государства при применении конкретного метода внешнеторговой политики.
3. Изменение внутренних цен или потребления товара в стране, где применяется данная мера.
4. Изменение структуры
рынка данного товара и
5. Способствует ли
данная мера структурной
6. Как влияет на смежные отрасли производства.
7. Какова может быть
реакция другой страны на данну
8. Соответствует ли
данная мера обязательствам
В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.
В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:
геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;
колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;
различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;
миграция населения и кризисы в МЭ:
циклические,
структурные,
финансовые.
Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.
Что представляет собой таможенный тариф?
Таможенные тарифы – инструмент
Изменения в Таможенный тариф вносятся
Постановлениями Правительства
РФ, которые обязательно
В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2010 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.
Каково влияние тарифов на экономику в целом и на положение производителей и потребителей?
Введение таможенного
тарифа на экспорт может быть целесообразным
в том случае, когда цена на какой-либо
продукт находится под
Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью вводит таможенный тариф на экспорт.
Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (т.е. максимизирующим благосостояние), если страна-экспортёр обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведён по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.
Экспортирующая страна может использовать экспортные пошлины в своих интересах, если она обладает на мировом рынке монопольной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.