Контрольная работа по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями

Содержание

Содержание 2
1. Каким образом ценовой механизм и конкуренция решают задачу распределения ресурсов и продуктов? 3
2. Каково содержание трудовой теории стоимости? 7
Практическая часть. 9
Список использованных источников 10

Вложенные файлы: 1 файл

МикроэкономикаКонтрольная.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки РФ

ГОУ ВПО «Вологодский государственный  технический университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра ЭиТПП

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

По микроэкономике

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Богданова Дарья  Юрьевна

Группа: ЗМТ-21

Шифр:

Дом. адрес: г. Вологда, ул. Ярославская, д. 23, кв. 130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Каким образом ценовой механизм и конкуренция решают задачу распределения ресурсов и продуктов?

Рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный РЫНОК, национальный (внутренний) и мировой (внешний).

Конкуренция - закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности. В практике конкурентной борьбы широко используются неценовые формы конкуренции. Среди них на первое место выдвигается соперничество в области качества товара, улучшения и обновления товарного ассортимента, предоставления комплексных услуг, совершенствования системы сбыта товаров и т.п. Фактор цен, по мнению специалистов, в политике корпораций занимает место не выше пятого. Конкуренция отражает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что  эти два условия полностью  выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения  ресурсов, стоит заметить, что в  условиях чистой конкуренции руководящиеся  мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

1. отсутствие причины, по которой  конкурентная рыночная система  приведет к оптимальному распределению  доходов;

2. распределяя ресурсы, конкурентная  модель не допускает побочных  издержек и выгод или производства общественных благ;

3. отрасль с чистой конкуренцией  может мешать применению лучшей  из известной производственной  техники и благоприятствовать  медленному темпу технического  прогресса;

4. конкурентная система не обеспечивает  ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Конкуренция – определяющее условие  поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создаётся  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

    Цена – это денежное  выражение стоимости товара. Она  относительно полно или ориентировочно  отражает в денежном выражении  затраты общественного труда,  материала, на обязательные платежи,  получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия, например: тонны железа, добычи угля, нефти, условных единиц измерения ткани, обуви, пищевых продуктов и т.д.

   На рынке товаров цены  различаются по видам: оптовые  цены, возмещающие  издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы. В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

 

         Цена выполняет  ряд функций.

  1. Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;
  2. Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.
  3. Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные  способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;
  4. Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;
  5. Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.

         Все функции  тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.

        При рыночных  отношениях цена товара должна  быть, как минимум на уровне  затрат, произведенных на его  изготовление. В противном случае  у товаропроизводителя не будет возмещения средств (капитала) и он может разориться. Все затраты связанные с изготовлением и реализацией товара экономисты называют издержками. По роли в процессе создания  потребительской стоимости издержки подразделяются на постоянные, переменные и общие.

         Чтобы определить  общие издержки производства  различных объемов продукции  и издержки в расчете на  единицу продукции, необходимо  объединить данные о производстве  с информацией о ценах на  ресурсы. Как уже отмечалось, в течение краткосрочного периода времени, некоторые ресурсы, связанные с техническим оборудованием предприятия, остаются неизменными. Количество других ресурсов может изменяться. Отсюда следует, что в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным.

Постоянные издержки. Постоянными издержками называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.

Переменные издержки. Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большая часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные затраты, расходы денежных средств. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным

Общая сумма издержек. Термин «общая сумма издержек» говорит сам за себя: это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. При нулевом объеме производства общая сумма издержек равна сумме постоянных издержек фирмы.

   При рыночных отношениях  товаропроизводителя и покупателя  товара на установление диапазона  цен влияют не только издержки  производства, но и качество продукции,  цены конкурентов, их рыночная реакция. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов.

 

2. Каково содержание трудовой теории стоимости?

 

Взгляды о том, что труд лежит  в основе стоимости (цены) зародились ещё в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца» (Аристотель. Никомахова этика. Кн. 5 (Е), п. 8). Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Однако все они обмен товаров неразрывно связывали с его полезностью для потребителя. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Давид Рикардо последовательно разработал положение о труде как единственном источнике меновой стоимости. Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.

Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 ч сложного труда непосредственно не равен 1 ч простого труда.

Однако при рыночном обмене вещей  происходит так называемая редукция труда: 1 ч сложного труда сводится к нескольким часам простого труда. Ведь на рынке изделия квалифицированной деятельности благодаря стоимости приравниваются к продуктам простого труда.

Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.

Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково  по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае, –  по какому экономическому закону –  развивается товарное хозяйство?

Таким является закон стоимости. Он выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара определялась общественно необходимым рабочим  временем. Это то рабочее время, которое  затрачивается на изготовление продуктов  при:

а) общественно нормальном (господствующем) состоянии производства;

б) средней квалификации работников;

в) средней интенсивности труда.

Такое время обычно затрачивает  при создании товара большинство  производителей, те среднее время. Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.

Обычно стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции.

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономика"