Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Общая характеристика рынка.
2. Факторы, влияющие на изменение спроса.
3. В краткосрочном периоде предприятие производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. единицы. Средние постоянные издержки 0,5 ден. единиц. Каковы общие издержки?

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

Вариант 12. 

 

1.  Общая характеристика рынка.

2.  Факторы, влияющие на изменение спроса.

3.  В краткосрочном периоде предприятие производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. единицы. Средние постоянные издержки 0,5 ден. единиц. Каковы общие издержки? 

 

В современной экономической науке существует множество определений. Например, К. Макконнел и С. Брю считают, что «рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг». «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая сделки по поводу любого товара» (А. Маршалл). Э. Долан, Д. Линсей определяют рынок «как любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом».

Приведенные определения рынка, на первый взгляд разные, но, в конечном счете, сводятся к следующей (рис. 3.1.).

Рис. 3.1. Схема роли рынка 

 

Как показывает схема на рис. 3.1., рынок – это инструмент экономической связи между людьми, основанный на купле-продаже.

Более развернутое определение рынка следующее: это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Современные условия совершенствования рынка сводятся к представлению экономической свободы его участником и учету трансакционных издержек.

Экономическая свобода предусматривает:

- свободу выбора деятельности  потребителей и производителей;

- верховенство покупателей над  производителями;

- занятие предпринимательской  деятельностью становится доступным  для любого желающего. Каждый индивидуум имеет право стать предпринимателем в той или иной форме. Но это не означает, что общество должно состоять из одних предпринимателей. Важно другое – принципиальная возможность для любого желающего купить облигации, акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его;

- экономическая свобода предполагает  ответственность за результаты  хозяйственной деятельности. Под  ответственность подразумевается  уменьшение дохода вследствие неадекватных действий самого хозяйствующего объекта на рынке (пени, штрафы, выплаты неустоек и др.);

- абсолютную мобильность, подвижность  всех видов ресурсов. Свободный  перелив ресурсов осуществляется  благодаря развитой системе «горизонтальных»  связей, опирающихся на такие  институты, как банки, биржи, инвестиционные  фонды и т.д.;

- ограничение любых видов монополизма  и полную свободу конкуренции;

- свободное ценообразование.

Еще одно условие функционирование рынка, которое было открыто 60-е гг. ХХ в.американским ученым лауреатом премии Нобеля Р. Коузом, - трансакционные издержки. Указанное открытие считается самым крупным открытием современности.

Для возникновения рынка какого-либо товара необходимы трансакционныеиздержки, под которыми понимают затраты, не связанные непосредственно с производством данного товара. Обычно выделяют пять основных форм трансакционныхиздержек:

- издержки поиска покупателей  и продавцов;

- издержки ведения переговоров  и заключение контрактов;

- издержки измерения покупаемого  товара;

- издержки защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная  правовая защита собственности, могут быть большие затраты  для их восстановления (охрана, судебные  издержки и пр.);

- издержки оппортунистического  поведения, которые выражаются в  уклонении от условий соблюдения  контракта с целью получения  прибыли за счет партнеров.

Таким образом, трансакционные издержки возникают и до обмена товара, и в процессе обмена, и после него. Углубление разделения труда и специализация способствует росту трансакционных издержек.

Если трансакционные издержки какого-то товара окажутся больше, чем предполагаемый доход, то рынок данного товара не будет функционировать.

Наряду с перечисленными факторами, для совершенствования современного рынка большое значение имеют полнота информации, устойчивость финансовой и денежной систем, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и т.д.

2. Факторы, влияющие на изменение спроса

Функционирование спроса объясняется законом спроса (law of demand), который гласит: при прочих равных условиях объем спроса на товар изменяется в обратной зависимости от его цены. Закон спроса имеет табличную, алгебраическую и геометрическую модели.

Алгебраическая модель.

Qd = f (P1, P2, j, Pn, I, T, W) (4.1.) 
 

где Qd (quantity of demend)  - объем спроса на (количество);

f - функция; 

P1 (price) – цена на данный товар; 

P2, j, Pn - цена на другие товары;         

I (income) – денежный доход; 

T (tastes) – вкус или сложившаяся привычка покупателей; 

W (wealth) – накопленное богатство.

Величины (P1, P2, j, Pn, I, T, W) получили название детерминантов. Причем  I, T, Wназывают еще и неценовыми факторами.

Графическая модель. Допустим, что все детерминанты, факторы, оказывающие влияние на спрос, кроме цены на данный товар, неизменны, тогда каждому значению цены на товар соответствует определенное значение объема спроса Qd.

Такая зависимость носит название функции спроса от цены Qd  = f (P) (4.2.), от дохода Qd = f (I) (4.3.).

Рис. 4.1. График формирования линии спроса 

 

Линия dd, изображенная на рисунке 4.1. получила название линией спроса (demandcurve). Причем в микроэкономическом анализе она колеблется от бесконечного до нулевого наклонов, а в обычном анализе имеет отрицательный наклон (см. рис. 4.5.)

Линия спроса имеет два свойства.

Первое. При движении линии спроса от точки А к точке В вправо увеличивается объем спроса от Q1 до Q2 одновременно уменьшается цена P1 до P2; наоборот, при е движении влево вверх объем спроса уменьшается от Q2 до Q1 с одновременным повышением цены. В данном случае имеем изменение объема или величины спроса (рис. 4.2.).

Рис. 4.2. График изменения объема спроса

Рис. 43. График изменения "самого спроса" при постоянной цене P1 

 

Индивидуальный и групповой спрос. До сих пор мы говорили об общественном спросе, который формируется из индивидуальных и групповых спросов. Индивидуальный спрос колеблется в большом диапазоне, другими словами, он связан с множеством факторов, таких как уровень дохода, вкус, пол и возраст, уровень образования, национальные традиции.

Совокупный спрос на данный товар может быть представлен пунктирной линией. Из индивидуальных кривых спроса потребителей складывается совокупный, общий спрос по каждому из множества благ. Общий спрос показывает производству, какое их количество требуется на рынке.

Генезис закона спроса. Генезис – происхождение закона спроса – экономисты объясняют тремя эффектами, возникающими при снижении цены на товар.

·        1."Эффект роста выгоды". Любая покупка товаров представляет собой равенство между расходом (Р) на приобретение и полезностью (П) от этого приобретения (Р = П). Следовательно, при снижении цены уменьшаются расходы покупателя при прежней полезности товара.

Например, покупаем мандарины по цене 5 р. за штуку

- 5 р. расходуем из соб-                + 5 р. приобретаем полезности  

ственного кармана

(со = знаком минус)  (со знаком плюс)знаком минус) 

 

Если цена мандарина снизилась до 3 р. за штуку, тогда имеем

- 3 р. расходуем из                        + 5 р. приобретаем

собственного кармана                           полезности

в последнем акте потребители выгадывают полезности на + 2 р., чем раньше.

2. "Эффект дохода". На рынке при снижении цены на один конкретный товар у потребителя появляется возможность приобрести его в большем объеме на ту же сумму денег. В то же время рыночные цены на другие товары остаются неизменными, следовательно, эти товары становятся дороже, чем подешевевшие.

Это равносильно увеличению денежного дохода потребителя. Понижение цены данного товара сделало нашего потребителя реально богаче, чем до снижения цены. Это позволяет безусловно расширить, увеличить объем спроса именно на подешевевший товар, в чем и заключается смысл "эффекта дохода".

3. "Эффект замещения". Как указано в пункте 2, удешевление одного какого-то товара можно рассматривать как некоторое увеличение дохода потребителей. Если до снижения цены товара А некий потребитель покупал его в количестве Х, то после снижения цены того же товара А, он покупает его в том же количестве Х, но тогда в его распоряжении появляется некоторая излишняя сумма денежных средств, которые можно расходовать на покупку более ценных и полезных товаров или дополнительных единиц подешевевшего товара. Таким образом, при замещении других товаров подешевевшими увеличивается объем спроса всех потребителей. В этом заключается идея "эффекта замещения".

Проанализировав представленные эффекты, можно заключить, что снижение цены на отдельный товар, как рост цены, вызывает многочисленные экономические последствия.

Закон спроса – величайший закон рынка, так как он воздействует на формирование поведения покупателей и продавцов. Это, в свою очередь, позволяет предсказывать и прогнозировать логику их поведения на рынке.

Однако при снижении (равно как и при повышении) цен на некоторые товары динамику спроса уже невозможно объяснить законом спроса.

Рис. 4.4. Замедление объема спроса при одновременном снижении цены 

 

Во-первых, при снижении цены на общедоступные товары как хлеб, молоко, картофель (в богатых странах мопеды и велосипеды) сначала объем спроса пропорционально повышается согласно закону спроса, но достигнув определенного объема спроса Q1 (рис. 4.4), его увеличение замедляется (от Q1 до Q2). Снижение цены от Р2 до Р1 не дает ощутимого увеличения объема продажи этих товаров. Дальнейшее снижение цены Р может вообще не дать увеличения Q.

Рис. 4.5. Наклон линии спроса товаров Гиффена 

 

Во-вторых, существует так называемые низшие  товары Гиффена, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкосортные сигареты, ливерные колбасы и др.). Их называют товарами Гиффена по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837 - 1910), который описал случай, когда при всеобщем снижении цены на низшие товары спрос уменьшается, а при повышении – увеличивается. Это, по-видимому, объясняется тем, что при всеобщем снижении цен срабатывает эффект замещения, а при всеобщем повышении цен бедные семьи вынуждены больше потреблять низшие товары, отказываясь от нормальных продуктов, поэтому спрос на них увеличивается.

 

3.  В краткосрочном периоде предприятие производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. единицы. Средние постоянные издержки 0,5 ден. единиц. Каковы общие издержки? 

 

1. 500*2=1000 ден.ед. (средние перемен. издержки)

2. 500*0,5=250 ден.ед.(средние постоянные издержки)

3. 1000+250=1250 ден. ед. (общие издержки).

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"