Особую роль
в области открытой внешнеэкономической
политики играют приморские районы страны.
На них приходится около 80% предприятий
с участием иностранного капитала,
функционирующих в КНР. В приморском поясе
созданы специальные экономические районы,
зоны технико-экономического развития,
открытые экономические районы, различающиеся
степенью льготности режима для иностранных
инвестиций.
VI. Перспективы на
2011г.
Китай,
несмотря на кризис, даже в последние
годы стабильно сохраняет высокие
темпы роста. Сейчас по объему ВВП
– 4,9 трлн. долл. – Китай пока здорово
отстает от США – 14,2 трлн.долл. Но
если Америка будет развиваться
такими же темпами, как сегодня
– по 2% в год, а Китай сохранит сегодняшние
темпы развития – по 10% в год, то перед
нами простая арифметическая задачка
со сложными процентами: когда Китай догонит
США? Ответ на поверхности: к 2020 году Китай
догонит Америку. А если к этому добавить,
что у Америки огромный государственный
долг, который равен примерно объему ВВП,
а у Китая такового нет, и китайцы являются
основными кредиторами Америки, то уже
понятно, чья возьмет.
Конечно,
высокие темпы роста ВВП Китай
удерживает за счет экспорта. По итогам
последних трех лет, до кризиса доля внешней
торговли составляла больше 60% от объема
ВВП. Однако у Китая есть возможность уменьшить
свою зависимость от экспорта. С наступлением
кризиса Китай благополучно ужался, объем
экспорта уменьшился – в том числе в США
и страны Евросоюза – и доля внешней торговли
в общем объеме ВВП сократилась до 40%. В
результате Китай расширил внутренний
рынок, именно туда стала поступать большая
часть продукции – а внутренний рынок
у Китая огромный – 1 млрд. 334 млн. населения.
Благосостояние
китайцев растет, так что за счет
внутреннего потребления могут
развиваться не только легкая и пищевая
промышленность, но и более серьезные
отрасли – например, автомобилестроение.
Производство автомобилей в Китае
растет. За один только прошлый год
в стране произведено 18,65 млн. автомобилей
всех видов. Уже 2 года Китай по производству
автомобилей занимает 1-е место в мире,
обогнав США и Японию. При этом экспорт
автомобилей в кризис снизился, зато стимулируется
внутренний спрос. Китайцы покупают более
10 млн. автомобилей в год. Конечно, рост
числа автовладельцев влечет за собой
новые проблемы – с парковками, развязками
и улучшением качества дорог, но в Китае
они успешно решаются, стимулируя тем
самым и развитие сопутствующих отраслей:
дорожно-строительной, нефтеперерабатывающей
и т.д. Например, производство бензина
растет в среднем на 8-10 млн. тонн в год,
а дизельного топлива – на 15-20 млн. т в
год. В 2008 г. было произведено 135 млн. дизтоплива
и 61,5 млн. т бензина – этого вполне хватает
для нужд китайских автовладельцев.
Заключение
Опыт экономической реформы
в КНР в 90-е годы и политика
внешней открытости свидетельствуют,
прежде всего, о долгосрочности выбранного
курса. Процесс движения китайский
экономики к рынку будет осуществляться
в соответствии с выделенными тремя ключевыми принципами
реформы: развитие многообразных по формам
собственности типов хозяйств, развитие
социалистической рыночной экономики,
и «открытая» внешнеэкономическая политика.
Формы осуществления экономической стратегии
способствовали выдвижению Китая в число
крупнейших экономических держав. Усиление
экономических позиций позволит КНР играть
ведущую роль в мировой экономике и политике.
Список
использованной литературы:
- Родионова И.А. Экономическая география отдельных зарубежных стран. – М.: Московский Лицей, 1997.
- Родионова И.А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. – М.: Московский Лицей, 1997Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
- Цыганов Ю. КНР: Борьба с перегревом экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 1998.
- Гельбрас В., Кузнецова В. КНР: Противоречивые итоги // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №8.