Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:58, контрольная работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг 4
2 Тест 14
3 Задача 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 19
Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.
Несоответствие в соотношении цены и качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала - все это снижает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.
Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.
Из всех видов транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов - Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.
Использование транзитного положения России связано, прежде всего, с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию - в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит, Россия выигрывает от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.
Проект транспортного коридора Север - Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2,5-3 млрд. долл. инвестиций.
В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
В условиях информационного общества и усиления конкуренции, когда значение вышеперечисленных конкурентных преимуществ снижается, особое значение в качестве конкурентного преимуществе приобретает информация. Обладая полными и достоверными сведениями о своих клиентах и конкурентах, передовых технологиях, можно в значительной мере оптимизировать конкурентную стратегию и повысить ее эффективность. Наличие точной и полной информации позволяет усилить классические конкурентные преимущества.
Сферы развития конкурентоспособности России. При развитии конкурентоспособности экономическая политика государства должна использовать следующие сферы:
- Ценовая конкурентоспособность. Она сочетает в себе два аспекта: уровень валютного курса и стоимость рабочей силы. Это - традиционные факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, которые до сих пор считаются многими исследователями единственными. Это действительно центральная тема для России поскольку у нас политика валютного курса до сих пор является основным инструментом экономической политики. Однако не следует забывать, что это не единственное измерение конкурентоспособности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, экономическая теория показала, что она может использоваться в течение короткого периода для исправления временных искажений или получения временных выгод, однако не может быть инструментом экономической политики в долгосрочной перспективе. Во-вторых, она может привести к сосредоточению на макроэкономических инструментах и пренебрежению структурными реформами, необходимыми, чтобы гарантировать устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Так или иначе, ценовая конкурентоспособность является ключевым измерением общей конкурентоспособности экономики, особенно в периоды догоняющего развития;
- Производительность. Она является одним из главных показателей промышленности. Только Развитая экономика способна показывать высокую производительность во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.
Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более важна, чем в стандартных экономических условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.
Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с одной стороны, и в то же время ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая промышленность). Однако по срединной части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался энергетике, металлургии и оборонной промышленности, тогда как большинство отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.
Естественной промышленной стратегией для России должно быть:
- консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);
- поощрение, когда предоставляется возможность, замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;
- создание новых экспортных направлений в видах на будущее.
Последствия присоединения России к ВТО могут коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.
К основным ожидаемым позитивным последствиям присоединения России к ВТО можно отнести следующие:
- развитие конкурентной среды и совершенствование законодательных основ хозяйствования на российском рынке, приведение российского законодательства в соответствие с мировой практикой и положениями ВТО;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- получение лучших в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
2 ТЕСТ
2 Международные экономические отношения включают:
а) международное движение рабочей силы;
г) международную торговлю товарами и услугами;
д) международные валютно-кредитные отношения;
ж) международное движение капиталов.
Формы МЭО:
- Международная торговля товарами и услугами
- Международные отношения в сфере НИОКР
- Международная миграция рабочей силы
- Международное движение капиталов, технологий, инвестиций
- Международные расчеты
- Международная торговля ценными бумагами, кредитами
- Международные валютные отношения
Международные экономические отношения складываются на основе международного разделения труда (МРТ). С помощью вышеперечисленных форм мы можем понять, что включают в себя МЭО.
3 ТНК – это:
б) крупнейшая национальная фирма;
в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.
ТНК – это компания, национальная по собственности и интернациональная по сфере деятельности. (>10% мирового ВВП, 60% внешней торговли, 90% прямых зарубежных инвестиций, 80% технологических разработок)
А так же ТНК способствует:
- развитию (МРТ)
- устанавливает систему международного производства
- использует разнообразные формы освоения мирового рынка (лицензирование, франчайзинг).
3 ЗАДАЧА
Дано:
4 На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет:
Таблица 1
Операции | Оценка, млн. ден. ед. |
Экспорт нефти | 6 |
Импорт зерна | 5 |
Экспорт оборудования | 2 |
Доходы от туризма иностранцев | 6 |
Денежные переводы иностранцам в «Дельте» | 2 |
Покупка акций частных корпораций Франции | 6 |
Покупка золота у иностранных граждан | 1 |
На основании данных задачи составьте платежный баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.
Решение:
Таблица 2
Текущий баланс | Дебет, млн. ден. ед. | Кредит, млн. ден. ед. |
Экспорт нефти | 6 |
|
Импорт зерна |
| 5 |
Экспорт оборудования | 2 |
|
Доходы от туризма иностранцев в «Дельте» | 6 |
|
Баланс движения капиталов |
|
|
Покупка золота у иностранных граждан |
| 1 |
Денежные переводы иностранцев из «Дельты» |
| 2 |
Покупка акций частных корпораций Франции |
| 6 |
ИТОГО: | 14 | 14 |
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"