Контрольная работа по "Прогнозированию НТП"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства. Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач.

Содержание

Основные направления государственного регулирования НТП……………3
Сущность НТП, концепция его прогнозирования……………………………6
Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его
развития………………………………………………………………………..10
Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП………...13
Эффективность НТП………………………………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

0153903_CE173_kontrolnaya_rabota_prognozirovanie_ntp.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по Образованию  РФ

Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Казанский Государственный Технологический  Университет

Высшая Школа Экономики

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина:  Прогнозирование НТП

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент  V курса

экономического факультета

Проверил:

___________________

 

 

 

 

 

 

 

г.Казань,  2009 г.

Содержание

  1. Основные направления государственного регулирования НТП……………3
  2. Сущность НТП, концепция его прогнозирования……………………………6
  3. Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его

развития………………………………………………………………………..10

  1. Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП………...13
  2. Эффективность НТП………………………………………………………….15

Список используемой литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления государственного регулирования НТП

 

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое  проявляется в постоянном воздействии  научных открытий и изобретений  на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства.

Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.

В самом общем виде формирование государственной научно-технической политики складывается в результате выбора и последовательного принятия решений в следующих ключевых областях:

  • определения национальных приоритетов в области науки и высоких технологий, исходя из собственных ресурсных возможностей, мощности научно-производственного потенциала и необходимости привлечения из-за рубежа тех или иных его элементов для создания конкретного типа инноваций в выбранных лидирующих отраслях;
  • определения набора мер прямого и косвенного регулирования (включая привлечение и распределение инвестиционных ресурсов как государственного, так и частного сектора и их своевременного корректирования исходя из прогнозируемых изменений;
  • организации и проведения фундаментальных и прикладных исследований, по масштабам затрат и инвестиционным параметрам не представляющих коммерческой привлекательности;
  • создания благоприятных условий для развития рынка высокотехнологичной продукции – совершенствования законодательной и нормативной базы в области венчурного бизнеса; формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере НИОКР; поддержки служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, прогнозирования научно-технического развития и др.;
  • создание условий для развития кооперации и международного сотрудничества, особенно в научно-технической сфере.

Таким образом, можно выделить четыре основных направления государственного регулирования НТП:

  1. прогнозирование и разработка стратегии научно-технического развития;

2. политика ресурсного обеспечения государственного сектора НИОКР;

3. государственная структурная  научно-техническая политика;

4. политика в области институциональных  преобразований.

В современных условиях успех в  области науки и высоких технологий является результатом совместных действий государства, академических кругов, бизнеса и местных органов власти.

Важной закономерностью современного этапа инновационного развития является то, что с окончанием поисковых  исследований, особенно с началом  промышленного освоения и реализации инновационной продукции резко возрастает приток частных инвестиций. Следовательно, доля государственного участия в инновационном процессе с завершением поисковых исследований начинает поэтапно снижаться, постепенно ограничиваясь лишь созданием нововведений, представляющих высокую социальную значимость и национальные интересы государства.

Основная цель институциональной  государственной политики – реализация государственной научно-технической  политики, структурных преобразований путем использования экономических форм и методов регулирования, концентрации имеющихся ограниченных ресурсов, новых структурных подразделений, комплексов, систем на важнейших направлениях НТП.

На научно-техническое развитие оказывает большое влияние налоговая  политика. Реализация научно-технической, структурной, промышленной политики, особенно в настоящее время невозможна без научно обоснованного, программируемого финансового обеспечения инновационных потоков. Последнее невозможно без совершенствования налоговой политики.

Государственная политика перехода к самофинансированию предприятий и фирм в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.

Поэтапное снижение налогов направлено на формирование в России системы  самофинансирования. Одним из основных источников в условиях перехода к  рыночной экономике должна стать прибыль, чистый доход предприятий.

Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки  у предприятий. Это ведет к  увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства. В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.

 

 

 

 

  1. Сущность НТП, концепция его прогнозирования

 

Научно-технический прогресс –  это основа развития и интенсификации производства; это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования труда, форм и методов организации производства и труда.

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом  НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные  знания.

В своем развитии НТП прошел несколько  этапов:

1 этап – первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX века. Переход к машинному производству на научной основе.

2 этап – вторая промышленная революция конца XIX – начала XX века. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.

3 этап – третья промышленная революция середины XX века, переросшая в научно-техническую революцию – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, непосредственную производительную силу.

В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового 4 этапа промышленной революции.

Его основные черты:

  • преобразование технологии производства на основе электроники;
  • регулирование в возрастающих масштабах биологических процессов и систем;
  • комплексная автоматизация производства;
  • новые виды энергетики;
  • технология изготовления новых материалов и другие.

На всех этапах развития НТП осуществлялся в следующих формах: эволюционной, революционной и комбинированной.

Обобщающее выражение влияния  НТП на процесс воспроизводства  – это изменение соотношения  между экстенсивным и интенсивным  ростом в пользу последнего. Главный результат НТП – это повышение экономической эффективности, которая формируется и материализуется в производстве.

Прогнозирование и регулирование  развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих  прогнозных документов:

  • общегосударственный прогноз научно-технического развития на срок до 15 лет;
  • частный научно-технический прогноз на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;
  • государственные целевые научно-технические программы на 10-15 лет.

Объединяет указанные документы  государственная научно-техническая политика.

В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:

  • технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
  • выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
  • определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
  • варианты путей и средств решения этих задач;
  • оценка социально-экономических последствий НТП.

Представленные в прогнозе направления  носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.

При разработке частных научно-технических  прогнозов в качестве объектов прогнозирования  могут выступать различные направления  НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.

Выделяют следующие научно-технические программы.

  • федеральные,
  • отраслевые,
  • региональные,
  • межгосударственные.

Государственная научно-техническая  политика выражает отношение государства  к научной и научно-технической  деятельности, определяет цели, направления  и формы деятельности органов  государственной власти РФ в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Её основными целями являются:

  • обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
  • укрепление обороноспособности страны;
  • улучшение экологической обстановки и другие.

В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно  за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические  программы, приоритетные прикладные научные  исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы  регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.

 

 

 

  1. Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития

 

Научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из ряда стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.

Каждая стадия характеризуется  специфическим объемом задач, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем подготовки и квалификации участников, набором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ресурсами, различными организационными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью. Специфика стадий определяет характер, структуру целей и задач прогнозирования и выбор методов их решения.

Фундаментальные и поисковые исследования направлены на открытие неизвестных  ранее законов природы, общества и человеческого мышления, предполагают выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей развития естественнонаучных и общественных процессов.

Прикладные исследования включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в конкретной области (отрасли).

Информация о работе Контрольная работа по "Прогнозированию НТП"