Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

Условиями продовольственной безопасности являются, прежде всего, физическая (безопасное поступление продуктов питания в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих спросу и нормам, установленным для потребителей) и экономическая (характеризуется возможностью приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере на рынке при сложившемся уровне цен и доходов, а также поступлением продуктов питания в сферу потребления, минуя рыночные каналы из фермерских и личных подсобных хозяйств) доступность продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 3.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

   Надежность прогноза  коммерческих факторов опирается,  с одной стороны,  на страхование  рисков (в основном, рисков  утраты  имущества,  срыва  поставок, отдаления  или отказа от  платежа),  с  другой  —  на  привлечение  солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков,  покупателей),  что  в  свою  очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на  рекламу и др.).

   Финансовые  факторы,  охватывающие  и  выручку   от  реализации  продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех  видов  деятельности,  включают соответственно:   формы   расчетов   (предусматриваемые    контрактом    или определяемые оперативно);  ценовое  регулирование,  в  том  числе  уценку  в случае замедления реализации; привлечение  кредита  банка  либо  средств  из централизованных  резервов;  применение   штрафных   санкций;   изучение   и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности  других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на  финансовых  рынках — доходов от ценных бумаг, вкладов,  депозитов,  аренды  и  иных  финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип "время — деньги": чем быстрее  и  полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность.  .

 

Вопрос 35

Основные принципы ценообразования и совершенствование закупочных цен.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

1. Научная обоснованность  цен - необходимость учета в  ценообразовании объективных экономических законов.

Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микро-экономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

2. Принцип целевой  направленности цен - предприятие  должно определить, какие конкретные  экономические и социальные задачи  оно будет решать в результате  использования выбранного подхода к ценообразованию.

3. Принцип непрерывности  процесса ценообразования. Согласно  этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

4. Принцип единства  процесса ценообразования и контроля  за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

3. Совершенствование закупочных цен

Экономические возможности, заключенные в природе цен, не могут реализоваться автоматически. Для этого требуется их постоянное совершенствование с учетом изменяющихся условий развития экономики, требований экономической политики. Научно обоснованная система ценообразования призвана усиливать свое воздействие на экономику сельскохозяйственных предприятий, стимулировать научно-технический прогресс, способствовать повышению эффективности производства и качества сельскохозяйственной продукции, всемерной экономии материальных затрат, рациональному использованию производственных фондов и трудовых затрат.

В современных условиях стоит задача осуществить планомерную перестройку  системы цен как единого целого, увязать их уровень не только с  затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью изделий, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения.

Система цен должна способствовать реализации государственных планов и обеспечивать деятельность предприятий в условиях самофинансирования. При ценообразовании используется затратная модель: больше затраты - выше цена. Стремление возмещать затраты с помощью цен приводит к их росту.

Значительно выросли цены на новую  сельскохозяйственную технику по сравнению с эффектом в сфере ее потребления. Исправлению такого положения должно служить неукоснительное следование принципу снижения цен на единицу полезного эффекта новой техники по сравнению с заменяемой. Оптовая цена не может превышать величину суммарного полезного эффекта, получаемого потребителем в процессе эксплуатации. Цены должны быть не только мерилом производственных затрат, но и свидетельствовать о степени полезности продукции.

В деле совершенствования экономического механизма хозяйствования важное значение имеют закупочные цены. Действующая система цен, их зональная и внутризональная дифференциация по природно-климатическим зонам, административным районам и группам хозяйств базируется на фактически сложившихся издержках производства. Такой подход в ценообразовании по сути своей является затратным, он ориентирован не на общественно необходимые, а на индивидуальные издержки. При этом создаются условия для уравнительного стимулирования по зонам и группам хозяйств. Они не способствуют рациональному размещению и специализации, а также концентрации производства, не побуждают к борьбе за режим экономии.

Одним из направлений совершенствования  закупочных цен должно стать постепенное  укрупнение ценовых зон с сокращением зональных и ликвидацией внутризональных различий. В перспективе возможен переход на единые закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции, ориентированные на уровень общественно необходимых затрат, складывающихся в худших условиях производства. Существующие надбавки к закупочным ценам не содействуют хозрасчетной деятельности в сельскохозяйственном производстве. Ими пользуются в основном экономически крепкие хозяйства или они выполняют функции возмещения убытков, в том числе обусловленных бесхозяйственностью.

Дальнейшее увеличение объемов сельскохозяйственного производства, повышение его эффективности на основе роста производительности труда, внедрения интенсивных технологий позволяют отказаться от надбавок к закупочным ценам за увеличение реализации государству продукции сверх среднего уровня, достигнутого в предыдущей пятилетке, а также надбавок к ценам на продукцию, продаваемую государству низкорентабельными и убыточными колхозами и совхозами. Суммы надбавок целесообразно использовать для совершенствования закупочных цен. Что касается предприятий, работающих в худших природно-климатических условиях, где затраты выше средних, то в таких зонах должны действовать цены, обеспечивающие рентабельное хозяйствование, без каких-либо надбавок.

Назрела настоятельная  необходимость устранения несоответствия в системе розничных и закупочных цен, что приводит к необходимости  крупных дотаций на возмещение разницы в ценах, к нарушению стоимостных пропорций в народном хозяйстве. Общество не может потреблять больше того, что оно производит. Затраты государства, например, по производству и реализации говядины превышают уровень средних розничных цен в 2,8 раза, свинины в 1,8, молока цельного в 1,8, масла сливочного в 2,4 раза и т. д. В силу этого на покрытие разницы между розничными и закупочными ценами дотации государства превышали 50 млрд. руб. в год, что искажает природу экономических отношений в народном хозяйстве, приводит к негативным последствиям в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Совершенствование закупочных и оптовых цен должно исходить из общей концепции. Они должны, во-первых, стимулировать выполнение планов, а  поэтому корректироваться и разрабатываться совместно с народнохозяйственными планами; во-вторых, способствовать расширению производства продукции, пользующейся повышенным спросом; в-третьих, служить инструментом согласования экономических интересов государства и сельскохозяйственных предприятий (закупочные цены должны выступать в качестве норматива общественно необходимых затрат и результатов производства); в-четвертых, закупочные цены должны обеспечивать необходимые платежи государству и условия для самофинансирования; в-пятых, при установлении цен должны обеспечивайся сочетание централизации и децентрализации, проведение своевременных пересмотров и корректировки цен. Что касается оптовых цен на сельскохозяйственную технику и другие средства производства, то уровни и соотношение их призваны побуждать внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и интенсивных методов ведения хозяйства.

Таким образом, совершенствование  закупочных и оптовых цен предусматривает  целый комплекс взаимосвязанных  мероприятий, входящих в предстоящую  реформу цен. Должны быть решены вопросы  выравнивания основных ценовых пропорций между оптовыми, закупочными и розничными ценами. Необходимо свести к минимуму централизованное вмешательство в процессы ценообразования и передать их основные функции рынку.

Переход на рыночный принцип  ценообразования дает возможность  укрепить всю денежную систему. Рынок - это система свободного движения товаров, он присущ здоровой экономике и несовместим с ведомственной монополией и администрированием. Рынок и общественное разделение труда неразделимы: чем глубже разделение труда, тем разветвленнее рынок, а, следовательно, и прочнее его инструменты - деньги, цена, кредит.

РГ: Диспаритет цен - в  условиях рынка его можно устранить?

 

Балаков: На мой взгляд, наиболее эффективным стала бы организация  планового закупа зерна у производителей. То есть введение госзаказа с четко фиксированной ценой. Ее можно высчитать с учетом роста цен на ГСМ, технику, запчасти, удобрения, семена. Зная примерно, какой будет урожай и по какой цене он его продаст, селянин сможет прикинуть, "потянет" он кредит на технику или нет. Это первое. Второй момент - регулирование энерготарифов.

Основной проблемой  является диспаритет цен.

Участники круглого стола  в своих выступлениях говорили о  том, что для дальнейшего развития сельского хозяйства страны необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Требуется устранить в ней положения, препятствующие эффективному, экономически выгодному функционированию сельхозорганизаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также создать условия для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических целей государственной аграрной политики.

Денисов напомнил, что  с 2009 года начинается реализация новых  направлений Госпрограммы, в частности: поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; поддержка экономически значимых региональных программ; регулирование рынка молока и молочной продукции. Также предусмотрен переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.

«Усилия государства  и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и обеспечению ее продовольственной безопасности. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких, как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна»,- подчеркнул глава аграрного комитета.

«Для осуществления  важных социально-экономических проектов на селе необходима более четкая координация усилий Государственной Думы, федеральных министерств, законодательных органов и органов управления АПК субъектов РФ с банковскими, кредитными, торговыми, транспортными и другими структурами. При разработке предложений по функционированию агропромышленного комплекса России в условиях глобального кризиса должна осуществляться с учетом мирового опыта развития аграрного сектора. В этой связи Комитет по аграрным вопросам в рамках проекта "Российско-германский аграрно-политический диалог" планирует активизировать работу по изучению практики и применяемых в Германии и странах ЕС мерах по развитию сельского хозяйства в условиях экономического кризиса», - сообщил Денисов.

Сегодня, по его словам, очень важно повысить эффективность  торговой политики для обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией сельского хозяйства. Таможенно-тарифную и нетарифную политику регулирования импорта продовольствия надо проводить в интересах отечественного агропромышленного комплекса. «Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до прилавка», - заключил Денисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 26

Продовольственный рынок , определение.

Продовольственный рынок - это система, в основе функционирования которой  учитывается взаимодействие таких параметров, как платежеспособный спрос, предложение продовольственных товаров и цены на них. Причем, спрос, прежде всего, определяется соотношением денежных доходов населения и ценой на товары, показатели которых, в свою очередь, зависят от множества факторов, как внутри страны, так и за ее пределами. Продовольственный рынок является, контролирующей стадией всего продовольственного комплекса, в котором все стадии производства конечного продукта взаимоконтролируют и взаиморегулируют друг друга. Схематично это можно изобразить следующим образом: каждое звено системы обладает контролирующими функциями по отношению к звену производящему, а общий контроль системы принадлежит заключительному звену - продовольственному рынку, который приспосабливает предложения производителей по ассортименту, качеству и объему выпускаемой продукции к сбалансированному платежеспособному спросу (рис.1).

1 – контроль по ассортименту, качеству и объему выпуска  продукции;

2 - контроль за формированием  оптовых цен;

3 - контроль за розничным ценообразованием;

4 – контроль за балансом платежеспособного  спроса и производства.

Рисунок 1 - Контролирующая стадия продовольственного рынка

Производитель не имеет возможности  начать новый производственный цикл без того, чтобы не продать свою продукцию, а покупатель сам принимает решение о покупке. В связи с этим производитель объективно ориентирован на запросы и возможности покупателя. На этой основе формируется механизм контроля над производителем и экономическая зависимость производителя от потребителя. Для практической реализации данной схемы необходимо создать экономические и правовые (институциональные) предпосылки и условия. К ним относятся свобода выбора покупателем поставщика товарных и денежных ресурсов; отсутствие у производителя возможности произвольно устанавливать цены на свою продукцию, тем самым, нарушая уровень платежеспособного спроса; всеобщая распространенность отношений эквивалентного обмена и отсутствие монополизма производителя или потребителя (в противном случае это приведет к диспаритету цен и спаду производства, что и случилось с АПК в переходный период). Институты продовольственного рынка охватывают как нормы, регулирующие отношения, так и их носителей (предприятия, договоры, институты инфраструктуры рынка и т.д.).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"