Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Объект исследования - предприятие.
Предмет исследования - финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Цель научно-исследовательской работы – рассмотреть теоретические основы и провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для этого необходимо решить ряд задач:
изучить сущность и содержание анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
определить факторы, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
изучить методику анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
1.3. Методика анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

AKhD_analiz_teoria.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Данный коэффициент  показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и  рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных видов изделий или групп изделий. Рентабельность единицы продукции имеет большое значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия.

Важность анализа показателей  рентабельности отдельных видов  продукции, связана с тем, что  предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж. Он определяется отношением величины прибыли к объему продаж.

В качестве величины прибыли  могут быть показатели: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж[22, с.153]. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продаж, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с предыдущим периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если выразить прибыль от продажи как разницу между выручкой от продажи без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и полной себестоимостью реализованной продукции.

Для дальнейшего углубления анализа проводится факторный анализ, под которым понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину показателей рентабельности.

Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию.

Следующими показателями эффективности деятельности предприятия  являются показатели деловой активности.

Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала[22, с.154]. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание «деловая активность» представляет собой, возможно, не вполне удачный перевод англоязычного термина «business activity», как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей[22, с.154].

Деловая активность предприятия  измеряется с помощью системы  количественных и качественных критериев.

Качественные критерии - широта рынков сбыта (внутренних и  внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др[22, с.155]. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину адвансированного капитала (активов). Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними[22, с.157]:

Тпб > Тр >Так >100%

где Тпб, Тр, Так - соответственно темп роста прибыли, реализации, авансированного капитала (Бд).

Эта зависимость означает что:

- экономический потенциал предприятия возрастает;

- по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно;

- прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Принципиальное значение в системе показателей деловой  активности имеют количественные индикаторы, как абсолютные, так и относительные. К абсолютным показателям можно отнести[29, с. 83]:

- результативные показатели, которые отражают характер деловой активности с точки зрения полученных производственных и финансовых результатов хозяйственной деятельности: объем товарной продукции, выручка от продаж, валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, чистая прибыль;

-ресурсные показатели, характеризующие величину инвестированного капитала: увеличение общих активов (внеоборотных и оборотных), запасов сырья и незавершенного производства, уставного капитала и т.п.

Относительные показатели деловой активности характеризуют  эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить  в виде системы финансовых коэффициентов - показатели оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости  активов показывает, сколько раз, например, за год, совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, другими словами, сколько денежных единиц реализованной продукции  принесла каждая денежная единица активов. Для более детальных выводов об оборачиваемости средств предприятия рассчитываются следующие частные показатели оборачиваемости.

Следует отметить, что  для правильного расчета оборачиваемости  дебиторской задолженности в  качестве числителя используют выручку от реализации. Это связано с тем, что дебиторская задолженность формируется в связи с фактором реализации и по мере поступления выручки от реализации.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием потребителям его продукции[29, с.85]. Рост коэффициента означает сокращение продаж в кредит, снижение коэффициента свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

Особое значение в анализе оборачиваемости средств организации имеет продолжительность периода погашения кредиторской задолженности. Расчет данного показателя базируется на различных подходах, которые приводят к получению отличающихся друг от друга результатов. Главное различие при определение периода погашения кредиторской задолженности состоит в обосновании базы для исчисления показателя. Чаще всего в качестве базы для расчета используются такие показатели, как выручка от реализации и себестоимость реализованной продукции. Использование для расчета выручки от реализации представляет собой самый общий подход к анализу оборачиваемости кредиторской задолженности. Его достоинством является то, что он позволяет оценить соотношение между выручкой и кредиторской задолженностью, которое используется при составление прогнозного баланса и определении ожидаемой потребности в собственном оборотном капитале[29, с.86]. Однако соотношение данных показателей не может рассматриваться как характеристика скорости оборота кредиторской задолженности, понимаемой как продолжительность времени ее оплаты. Для анализа операционного цикла необходимо использовать другой вариант расчета, позволяющий обеспечить большую точность значения среднего периода времени, определяющего момент возникновения обязательств от момента его погашения. При использовании данного подхода показатель оборачиваемости кредиторской задолженности.

Коэффициент кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение коэффициента - рост покупок в кредит[44, с. 162].

Сравнение показателей  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности позволяет  сопоставить объем и условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других предприятий, с теми объемами и условиями кредитования, которые предприятие предоставляет своим контрагентам. Если оборачиваемость дебиторской задолженности медленнее, чем кредиторской, то это свидетельствует о неблагоприятных условиях расчетов данного предприятия с покупателями и поставщиками. То есть предприятие должно возвращать свои долги чаще, чем оно получает оплату за реализованную продукцию.

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов показывает скорость оборота немобильных активов предприятия за анализируемый период. Называется также коэффициентом фондоотдачи[44, с.163].

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов показывает скорость оборота мобильных активов предприятия за анализируемый период [44, с.163].

Коэффициент оборачиваемости  материально-производственных запасов  отражает число оборотов запасов  и затрат предприятия за анализируемый  период [44,с.164]. Снижение коэффициента свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства.

Все эти показатели имеют  важное значение для любого предприятия.

Во-первых, от скорости оборота  авансированных средств зависит  объем выручки от реализации товаров.

Во-вторых, с размерами  выручки от реализации, а следовательно, и с оборачиваемостью активов связана относительная величина коммерческих и управленческих расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

В-третьих, ускорение  оборота на определенной стадии индивидуального кругооборота фондов предприятия приводит к ускорению оборота и на других стадиях производственного цикла (на стадиях снабжения, производства, сбыта и расчетов за годовую продукцию). Производственный (операционный) цикл характеризуется периодов оборота запасов (материальных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров) и дебиторской задолженности. Финансовый цикл выражает разницу между продолжительностью производственного цикла (в днях) и средним сроком обращения (погашения) кредиторской задолженности.

Оборачиваемость можно  вычислить как по всему авансированному  капиталу (активам), так и по отдельным  его элементам. Оборачиваемость  средств, вложенных в имущество  предприятия, оценивается с помощью  скорости оборота и периода оборота.

Таким образом, для анализа  деловой активности предприятия  используются две группы показателе: общие показатели оборачиваемости активов, показатели управления активами.

Кроме показателей деловой  активности важно оценить и рыночную активность предприятия. С помощью показателей рыночной активности оценивается инвестиционная привлекательность. Под инвестиционной привлекательностью понимается наличие экономического эффекта от вложенных свободных денежных средств в ценные бумаги акционерного общества при минимальном уровне риска.

Таким образом, можно  сказать, что основной целью оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия является получение  небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Такими показателями являются показатели рентабельности и деловой активности. Рентабельность являясь относительным показателем, который обладает свойством сравнимости, может быть использована при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов[31, с. 93]. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

В свою очередь показатели деловой активности позволяют оценить  качество менеджмента и характеризуют  быстроту преобразования активов организации  в денежные средства. Анализ деловой  активности представлен коэффициентами оборачиваемости и показателями длительности оборота.

 

Заключение

 

Финансовое положение  предприятия зависит от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный  выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое положение предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализацией ведет к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, и в производственном процессе. Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдения расчетной и кредитной дисциплины, достижения рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности является необходимым  элементом в системе управления предприятия, поскольку является той  базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Умение проводить и оценивать итоги анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволит принимать квалифицированные управленческие решения по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия, выявлять факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - это оценка финансового состояния предприятия и результатов его деятельности. По итогам анализа финансово-хозяйственной деятельности осуществляется выработка почти всех направлений экономической политики предприятия.

 

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации –Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013) –Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) –Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) –Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http//www.consultant.ru.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"