Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Роль спроса и предложения в рыночной экономике.
2. Сущность денег и их функции.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

1. Роль спроса  и предложения в рыночной экономике.

Спрос и его функция

Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать  в идеальных условиях (при совершенной  конкуренции) взаимодействие важнейших  категорий рынка – спроса и  предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.

Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.

Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято  называть функцией спроса.

Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T), (10.1)  
где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.

Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно  упростить:

Qda= f(Pa).(10.2)

Функцию спроса можно представить  также в виде графика (рис. 10.1).

 
Рис. 10.1. Функция спроса

Соединение между собой точек  на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.

Предложение и его функция

Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.

Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N), (10.3)  
где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.

Основной фактор предложения –  тот же, что и спроса – цена.

Qsa = f (Pa). (10.4)

Функцию предложения также можно  задать с помощью таблицы, которую  легко перевести в график (рис. 10.2).

 
Рис. 10.2. Функция предложения 

Соединение точек на графике  позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.

Рыночное равновесие

Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.

Если интересы продавцов и покупателей  совпадают, то возникает рыночное равновесие.

Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся) (рис. 10.3).

 
Рис. 10.3. Рыночное равновесие  
P – цена (руб); D – спрос; Q – товар (шт.); S – предложение.

Ценовое равновесие рынка  носит устойчивый характер, так как  любые волевые действия по изменению  цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

Экономический закон спроса и предложения

Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке.

Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.

Проявление действия закона спроса осложнено также:

эффектом престижного  потребления (эффект Веблена), когда  люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;

ажиотажным спросом на дефицитные товары и др. Действие закона спроса во взаимосвязи с предложением часто называют законом спроса и предложения.

Изменение спроса и предложения

Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь  по кривой в новое положение (рис. 10.4).

 
Рис. 10.4. Увеличение и снижение спроса и предложения 

На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных  факторов спрос и предложение  изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево (рис. 10.5).

 
Рис. 10.5. Изменение спроса и предложения 

Предложение и спрос: рыночное равновесие

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.  

На рынке продавцов  и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене.

Равновесной ценой и  называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой  цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.  
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом  числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования  такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется  только один производитель товара или  услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень  влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства.

При полной негибкости цен  колебания спроса и предложения  вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских  людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

 

2. Сущность  денег и их функции.

Сущность денег

Деньги по своей сути - это товар. Они имеют те же свойства, что и любой другой товар (обладают потребительской стоимостью и стоимостной оценкой затрат труда на их производство), но в то же время деньги существенно отличаются от товаров. Так, например, деньги обладают двоякой потребительской стоимостью (это обычная потребительская стоимость и общественная потребительская стоимость, т.е. способность быть всеобщим эквивалентом); к тому же товар функционирует только в одной форме (реальной), а деньги - в двух (реальной - в виде денежных знаков и идеальной).

Сущность - это содержание предмета, выражающееся в единстве всех его свойств и отношений. Сущность денег раскрывается через формы её проявления, указанные в Приложении А.

Существует три подхода  по отношению к сущности денег. В  экономической литературе они раскрываются следующим образом:

прагматический подход (его суть заключается в том, что деньги измеряют стоимость всех товаров и, следовательно, служат реальной мерой их стоимости);

концепция представительной стоимости (её суть состоит в том, что деньги представляют собой суммарную  стоимость всех обращающихся на рынке товаров, т.е. стоимость труда затраченного на производство этих товаров);

концепция собственной  стоимости неметаллических денег (её суть состоит в том, что деньги являются обладателями собственной  стоимости, которая формируется  в два этапа: стоимость формируется на основании труда, затраченного на производство денег и организацию их обращения; рыночная стоимость трансформируется в меновую стоимость, на базе которой деньги и выступают в роли всеобщего эквивалента).

В этой же главе я хочу затронуть тему эмиссии денег. Эмиссия - это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег - выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков.

При нормально развивающейся  экономике выпуск денег в обращение  происходит постоянно, однако, должно сохраняться равновесие между наличными и безналичными деньгами. Нарушить это равновесие могут различные государственные программы, для которых необходим выпуск наличности.

Если объём таких  программ вместе с обязательными  расходами государства (на здравоохранение, государственную безопасность и т.д.) не создаёт дефицита государственного бюджета, то равновесие сохраняется за счёт того, что государственный бюджет пополняется сбором налогов. Также денежное равновесие может нарушить инвестиционная деятельность банков: большое количество выданных кредитов приводит к увеличению денежной массы в обращении, а если все они будут возвращены, - возможно возникновение инфляции и повышение цен. Деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота в процессе обслуживания хозяйственного оборота. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.

Итак, сущность денег  раскрывается через формы её проявления. Деньги служат составной частью и  необходимым элементом отношений  между участниками производственного  процесса и экономической деятельности общества в целом. Существует три подхода по отношению к сущности денег: прагматический подход, концепция представительной стоимости и концепция собственной стоимости неметаллических денег. У каждого из подходов есть свои сторонники и противники, и каждый подход по-своему верен. При нормально развивающейся экономике выпуск денег в обращение происходит постоянно, однако, должно сохраняться равновесие между наличностью и безналичными деньгами.

Функции денег

Теперь, зная в чём  заключается сущность денег, рассмотрим их функции. Деньги выполняют 5 функций (Приложение Б):

1.  Мера стоимости.

Данная функция раскрывается в том, что деньги используются:

для контроля за мерой  труда и потребления (путем сопоставления  плановых и фактических затрат труда  контролируется финансовая и хозяйственная  деятельность предприятий);

для учёта затрат труда (учитываются общественно-необходимые  и индивидуальные затраты труда, а также затраты труда, выраженные в зарплате и расходах на сырьё, топливо, производственные фонды);

в процессе ценообразования (цена - это денежное выражение стоимости товара; установление цен на продукты труда невозможно без использования такой функции денег как мера стоимости).

Говоря о ценах, стоит  отметить, что они определяются общественно  необходимыми затратами труда на производство и реализацию товаров. В основе цен и их движения лежит так называемый "закон стоимости", суть которого сводится к тому, что товаропроизводитель вынужден постоянно следить за тем, чтобы его затраты на производство товаров не превышали общественно необходимые затраты.

Цена товара формируется  на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит  от стоимости товара и стоимости  денег. Т.к. спрос и предложение  на рынке не соответствуют друг другу, цена товара неизбежно отклоняется  от его стоимости. По таким отклонениям цен от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких в избытке.

Особенностью данной функции является то, что товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения, т.е. фактически товаропроизводитель может не иметь наличных денег для того, чтобы оценить производимый товар.

2.  Средство обращения.

Данная функция раскрывается в том, что:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"