Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:41, контрольная работа
1. Роль спроса и предложения в рыночной экономике.
2. Сущность денег и их функции.
1. Роль спроса
и предложения в рыночной
Спрос и его функция
Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.
Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.
Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса.
Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T), (10.1)
где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена
товара; Pb...z– цены других товаров, в том
числе товаров-заменителей и сопутствующих;
K – денежные доходы покупателей; L – вкусы
и предпочтения людей; M – потребительские
ожидания; N – общее число покупателей;
T – накопленное имущество людей.
Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить:
Qda= f(Pa).(10.2)
Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Функция спроса
Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.
Предложение и его функция
Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.
Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N), (10.3)
где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара;
Pb...z – цены других товаров, в том числе
товаров-заменителей и сопутствующих;
C – наличие проиводственных ресурсов;
K – применяемая технология (время); R –
налоги и дотации у производителей; N –
число продавцов.
Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.
Qsa = f (Pa). (10.4)
Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Функция предложения
Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.
Рыночное равновесие
Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.
Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.
Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся) (рис. 10.3).
Рис. 10.3. Рыночное равновесие
P – цена (руб); D – спрос; Q – товар (шт.);
S – предложение.
Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.
Экономический закон спроса и предложения
Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке.
Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.
Проявление действия закона спроса осложнено также:
эффектом престижного потребления (эффект Веблена), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;
ажиотажным спросом на дефицитные товары и др. Действие закона спроса во взаимосвязи с предложением часто называют законом спроса и предложения.
Изменение спроса и предложения
Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Увеличение и снижение спроса
и предложения
На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных факторов спрос и предложение изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Изменение спроса и предложения
Предложение и спрос: рыночное равновесие
Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная
рыночная цена, нужно объединить анализ
спроса с анализом предложения, выйти
на взаимодействие решений домохозяйств
о покупке продукта и решений производителей
о его продаже. До сих пор мы рассматривали
цены как возможные. Мы говорили: если
цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно
предполагалось, что взаимодействие идет
между единичным покупателем и единичным
продавцом. Частный собственник предъявляет
спрос или предлагает свой товар на продажу
в зависимости от структуры цен, структуры
имеющихся у него запасов и характера
предпочтений. Реализация желаний может
натолкнуться на препятствие: то нужного
товара нет, то он есть, но в недостаточном
количестве, то цена оказывается неподходящей.
На рынке продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене.
Равновесной ценой и
называется цена, при которой уравновешиваются
спрос и предложение. При любой
цене, превышающей равновесную цену,
величина предложения окажется больше величины спроса. Этот
избыток вызовет конкурентное сбивание
цены продавцами, стремящихся избавится
от своего излишка. Снижение цены сократит
предложение и одновременно побудит покупателей
покупать данный продукт в большем количестве.
Любая цена ниже равновесной влечет за
собой возникновение нехватки продукта.
Способность конкурентных сил предложения
и спроса устанавливать цену на уровне,
на котором решения о продаже и купле синхронизируются,
называется уравновешивающей функцией
цен. Равновесная цена не оставляет обременительный
излишек у продавцов и не создает ощутимых
нехваток для потенциальных покупателей.
Взаимодействие спроса и предложения
представляет собой процесс взаимного
приспособления. При изменении цен люди
меняют свое поведение.
При достаточно большом
числе участников обмена рынок представляет
собой на редкость стабильную систему,
способную противостоять
Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства.
При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.
2. Сущность денег и их функции.
Сущность денег
Деньги по своей сути - это товар. Они имеют те же свойства, что и любой другой товар (обладают потребительской стоимостью и стоимостной оценкой затрат труда на их производство), но в то же время деньги существенно отличаются от товаров. Так, например, деньги обладают двоякой потребительской стоимостью (это обычная потребительская стоимость и общественная потребительская стоимость, т.е. способность быть всеобщим эквивалентом); к тому же товар функционирует только в одной форме (реальной), а деньги - в двух (реальной - в виде денежных знаков и идеальной).
Сущность - это содержание предмета, выражающееся в единстве всех его свойств и отношений. Сущность денег раскрывается через формы её проявления, указанные в Приложении А.
Существует три подхода по отношению к сущности денег. В экономической литературе они раскрываются следующим образом:
прагматический подход (его суть заключается в том, что деньги измеряют стоимость всех товаров и, следовательно, служат реальной мерой их стоимости);
концепция представительной стоимости (её суть состоит в том, что деньги представляют собой суммарную стоимость всех обращающихся на рынке товаров, т.е. стоимость труда затраченного на производство этих товаров);
концепция собственной
стоимости неметаллических
В этой же главе я хочу затронуть тему эмиссии денег. Эмиссия - это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег - выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков.
При нормально развивающейся экономике выпуск денег в обращение происходит постоянно, однако, должно сохраняться равновесие между наличными и безналичными деньгами. Нарушить это равновесие могут различные государственные программы, для которых необходим выпуск наличности.
Если объём таких программ вместе с обязательными расходами государства (на здравоохранение, государственную безопасность и т.д.) не создаёт дефицита государственного бюджета, то равновесие сохраняется за счёт того, что государственный бюджет пополняется сбором налогов. Также денежное равновесие может нарушить инвестиционная деятельность банков: большое количество выданных кредитов приводит к увеличению денежной массы в обращении, а если все они будут возвращены, - возможно возникновение инфляции и повышение цен. Деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота в процессе обслуживания хозяйственного оборота. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.
Итак, сущность денег
раскрывается через формы её проявления.
Деньги служат составной частью и
необходимым элементом
Функции денег
Теперь, зная в чём заключается сущность денег, рассмотрим их функции. Деньги выполняют 5 функций (Приложение Б):
1. Мера стоимости.
Данная функция раскрывается в том, что деньги используются:
для контроля за мерой труда и потребления (путем сопоставления плановых и фактических затрат труда контролируется финансовая и хозяйственная деятельность предприятий);
для учёта затрат труда
(учитываются общественно-
в процессе ценообразования (цена - это денежное выражение стоимости товара; установление цен на продукты труда невозможно без использования такой функции денег как мера стоимости).
Говоря о ценах, стоит отметить, что они определяются общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товаров. В основе цен и их движения лежит так называемый "закон стоимости", суть которого сводится к тому, что товаропроизводитель вынужден постоянно следить за тем, чтобы его затраты на производство товаров не превышали общественно необходимые затраты.
Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. Т.к. спрос и предложение на рынке не соответствуют друг другу, цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких в избытке.
Особенностью данной функции является то, что товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения, т.е. фактически товаропроизводитель может не иметь наличных денег для того, чтобы оценить производимый товар.
2. Средство обращения.
Данная функция раскрывается в том, что: