Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:29, контрольная работа
Раскройте следующие понятия:
Конкуренция: сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Последствия конкуренции.
Задание 1
Раскройте следующие понятия:
Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Чтобы
лучше понять свободную конкуренцию,
ее нужно сравнить с абсолютной монополией.
Дело в том, что как один, так и другой вид
взаимоотношений участников рынка является
несимметричным. Противоположность их
свойств коренится в совершенно разных
параметрах (показателях) состояния рынка.
Наглядное представление об этом мы получим
в таблице, которая характеризует положение
продавцов благ.
Таблица. Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка |
Свободная конкуренция |
Абсолютная монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа на рынок |
||
и выхода из него |
Нет |
Есть (нет вхождения) |
Участие товаровладельцев |
||
в контроле над ценами |
Нет |
Полный контроль |
Из материалов таблицы нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой более благоприятное состояние рынка. Разве можно назвать естественным такое положение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабам развития
б) характеру
в) методам соперничества
По масштабам развития конкуренция может быть:
По характеру развития конкуренция подразделяется:
По методам ведения рыночное соперничество делится:
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает:
Свободная конкуренция, естественно, соответствует начальному периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.
В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества: регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.
На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы:
а) ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена (монопольно высокая цена, монопольно низкие цены, демпинговые цены, дискриминационные цены).
б) неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.
в) нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.
Следствием конкуренции
Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата
экономики выделяются такие
В масштабе определенной отрасли —
абсолютная (полная) монополия. В этом
случае действует один продавец, доступ
на рынок для возможных
В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера
и причин возникновения
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.
Сущность и особенности всех
видов монополистических
Монополистическая конкуренция (monopolistic competitions) — рыночная структура, в которой значительное число фирм поставляют сходную, но не идентичную продукцию.
Олигополия - форма
рынка, когда работает несколько предприятий
производящих аналогичную продукцию.
Виды олигополий:
Однородная продукция –
Неоднородная продукция –
Пример – автомобили,сигареты, безалкогольные
напитки, сталь (примерно 140 марок).
Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО “Кирамин”, производящее более 75% этой продукции.
Пример: в РБ два завода производящих
телевизоры – Витязь и Горизонт,
они действуют во всем подражая друг
другу.
Характерные особенности
функционирования олигополий:
РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов
Система антимонопольного регулирования
формируется во всех странах с
рыночной экономикой. Кроме административных
и экономических мер, осуществляемых
государством с целью ограничения
возможностей производителей монополизировать
рынки, эта система включает и
юридические меры.