Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

1. Государственное регулирование социально-экономических процессов и его влияния на развитие отечественного товаропроизводителя.
2. Оценка стратегической ситуации организации, сущность процесса формирования базовой стратегии.
3. Основные принципы и задачи политики расформирования предприятий и организаций, направленной на реализацию программы структурной перестройки и экономическому росту регионов и отраслей промышленного производства.
4. Практическая задача.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 7.docx

— 313.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственное регулирование  социально-экономических процессов  и его влияния на развитие  отечественного товаропроизводителя...........................................3

2. Оценка стратегической ситуации организации, сущность процесса формирования базовой стратегии....................................................................................11

3. Основные принципы и задачи политики расформирования предприятий и организаций, направленной на реализацию программы структурной перестройки и экономическому росту регионов и отраслей промышленного производства.............16

  4. Практическая задача............................................................................................17

5. Список использованных  источников.................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное регулирование  социально-экономических процессов  и его влияния на развитие  отечественного товаропроизводителя.

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

1. экономический рост;

2. полная занятость;

3. стабильность уровня  цен и устойчивость национальной валюты;

4. внешнеэкономическое равновесие".

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей.

Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируются по различным критериям.

Методы государственного регулирования экономики:

1) Методы прямого воздействия

Методы прямого воздействия  вынуждают субъектов экономики  принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом  выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать  размер налогов, величину амортизационных  отчислений, бюджетные процедуры  по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность  вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех  агентов рынка, на которых непосредственно  направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Для методов прямого воздействия  характерно прямое воздействие на волю, директивность, приказной характер, широкое использование ведомственных  и правительственных актов, сужение  роли закона, наличие большого административного  аппарата, стимулирование по усмотрению руководителя. "Метод прямого  воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния"

2)Методы косвенного воздействия

Методы косвенного воздействия  создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений  предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К  таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному  сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов  является определенный временной лаг, возникающий между моментами  принятия мер государством, реакции  на них экономики и реальными  изменениями в хозяйственных результатах.

Для методов же косвенного воздействия присущи следующие  особенности: у подвластных существует несколько видов выбора поведения, руководящее воздействие осуществляется на волю косвенно (через интересы, эмоции и др.), юридическими нормами и  обычаями закреплен механизм стимулирования.

В современной экономике  применяют как прямые, так и  косвенные методы, причем в их совокупности. Это придает большую эффективность  процессу управления.

Влияние государства  на развитие отечественного товаропроизводителя

Происходящая в России трансформация экономики и общественной системы закладывает основы создания рыночной экономики. Стратегической целью  политики государства должно быть создание условий, обеспечивающих этот процесс.

Принципы политики хозяйственного порядка, наилучшим образом обеспечивающей условия для развития опирающейся  на частное предпринимательство  рыночной экономики, сформулировал  еще в 40-е - 50-е годы XX века немецкий экономист В.  Ойкен.  Анализ данных принципов позволяет произвести оценку того, насколько благоприятной для частного сектора является осуществляемая российским государством экономическая политика.

Главный принцип - комплексность мер регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерием реализации данного принципа является эффективность механизма конкурентных цен. С этой точки зрения можно констатировать: за годы реформ в России цены на ряд товаров и услуг были отпущены, но монопольная структура предложения, многочисленные административные барьеры между регионами, почти полное отсутствие межотраслевого перетока капитала привели к тому, что механизм конкурентного ценообразования практически не работает.

Второй важнейший принцип  экономической политики - наличие  валютного стабилизатора, т.е. обеспечение  определенной стабильности стоимости  денег.  В условиях высокой инфляции (1992 - 1995 гг.) предприниматели просто не могли просчитать эффективность  инвестиций. Рынки финансовых ресурсов были для них практически закрыты  как вследствие чрезмерно высоких  процентных ставок, так и из-за отсутствия эффективных механизмов защиты прав кредиторов и инвесторов. Финансовые институты не были готовы к тому, чтобы «поднимать» капитал для  частных предпринимательских структур и нести связанные с этим риски.

Кризис августа 1998 г. показал  всю неустойчивость финансовой системы  России, создаваемой монетарной политикой  государства. Обвал рубля и развал банковской системы оказали двойственное влияние на предпринимательство. С  одной стороны, они стали причиной разорения многих предпринимательских  структур. С другой, - послужили неким  оздоровлением экономики, т.к. создали  определенные преимущества отечественного производителя перед западным конкурентом  на российском рынке.

Также одним из ключевых факторов посткризисного оживления российской промышленности стало расширение банковского кредитования предприятий реального сектора экономики, способствующее повышению их ликвидности и инвестиционной активности.

Третий принцип - открытость рынков. Он означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию конкурентной среды. В условиях все большей  открытости России для внешнего рынка  при относительной слабости отечественных  производителей реализация данного  принципа, не подкрепленная мерами промышленной, структурной, региональной политики, привела к ужесточению  конкуренции для отечественных  предпринимательских структур. Ответом  на это стало нарастающее обособление  региональных рынков (в результате введения различных административных запретов, особенно в сфере малого бизнеса). И то, и другое препятствует формированию производящего сектора, содействуя укреплению позиций российских монополий.

Четвертый принцип политики - существование частной собственности.  Завершившийся в основном к началу 1997 г. этап «массовой приватизации»  способствовал разгосударствлению экономики. Зародилась система институциональных  инвесторов, на 124000 приватизированных  за тот период предприятий приходилось  около 70 % ВВП. И все же говорить о  том, институт частной собственности  в России окончательно сформировался, пока не приходится. Отсутствует эффективный  механизм контроля со стороны собственника за действиями наемных управляющих  и должная правовая защита интересов  мелких акционеров, целый ряд важнейших  ресурсов (например, земля) все еще  не является в полной мере предметом  частной собственности.

Пятый принцип - свобода заключения договоров. Его реализация предполагает эффективную конкуренцию и возможность  выбора, как для покупателя, так  и для продавца. Соблюдение данного  принципа хозяйственной политики в  условиях переходной экономики в  первую очередь предполагает структурную  реформу естественных монополий, реструктуризацию предприятий, а также внедрение  конкурсных начал при формировании государственных заказов. Реализация этих мер должна способствовать преодолению  ценового и внешнеэкономического диктата  в отношениях между государством и крупными монополиями, с одной  стороны, и малым бизнесом с другой.

Шестой принцип - хозяйственная  ответственность: тот, кто принимает  оперативные решения, должен нести  за них имущественную ответственность.

Российская модель массовой приватизации была призвана обеспечить разгосударствление, освобождение государства  от непосильной нагрузки по управлению гигантским имущественным комплексом и финансовыми ресурсами. Данная задача была в целом реализована, однако выявились серьезные недостатки складывающейся структуры частой собственности - ее распыление между множеством мелких акционеров, переход реальных властно-распорядительных полномочий к директорскому корпусу, доминирование интересов менеджеров над интересами собственников при  отсутствии должного «рыночного» контроля за деятельностью первых.

Поэтому важным направлением экономической политики, прямо стимулирующим  развитие предпринимательства, становятся институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности, выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности  предприятий.

Седьмой принцип - неизменность экономической политики, необходимой  для того, чтобы дать импульс хозяйственной  деятельности, прежде всего в области  инвестиций. При всей переменчивости, порой непредсказуемости экономической  политики государства в переходный период, она была в целом ориентирована  на преобразования рыночного типа.  

Исходя из рассмотренного влияния государственной экономической  политики на развитие частного предпринимательства  в целом, можно выделить общие  и специальные цели  государственного регулирования сферы  малого бизнеса.

К общим целям относятся:

1) поддержание и развитие  конкурентных начал в экономике.  Чем более благоприятные условия  создает политика государства  для появления новых фирм, тем  активнее распространяется конкуренция  на все сегменты народного  хозяйства. Усиление конкуренции  ведет к более высокому банкротству  как среди давно действующих  фирм, так и особенно среди  вновь созданных малых предприятий.  Однако исторический опыт многих  стран свидетельствует о том,  что при благоприятных макроэкономических  условиях, наличие которых в немалой  степени является результатом  активной политики по поддержанию  и развитию конкурентных начал  в экономике, динамика создания  новых фирм стабильно превышает  динамику банкротства уже существующих  предприятий. Тем самым создаются  предпосылки для реализации еще  ряда общих целей;

2) выравнивания шансов  для успешного старта в бизнесе  любого динамичного, инициативного,  обладающего предпринимательским  потенциалом гражданина, желающего  взять на себя ответственность  за собственное благополучие, а  также за благополучие своей  семьи. Согласно социологическим  исследованиям, проводившимся в  странах с развитой рыночной  экономикой, доля потенциальных  предпринимателей обычно составляет  около 4 - 6 % взрослого населения.  Аналогичные исследования, проводившиеся  в последние годы в России, подтверждают обоснованность этой  цифры и для нашей страны. Таким  образом, даже при нынешних  средних размерах занятости на  малых предприятиях России (7 - 8 человек)  реализация данной цели государственной  политики способствовала бы доведению  числа действующих малых предприятий  до 2,8 - 3 млн., а численности занятых  в малом бизнесе только на  постоянной основе - до 20 - 22 млн. человек;

3) содействие решению  проблемы занятости. Будучи доминантой  политики государства, в любом  цивилизованном обществе, в переходной  экономике создание дополнительных  рабочих мест в динамично развивающемся  малом бизнесе является основой  социальной стабильности, модернизации  структуры народного хозяйства;

4) поддержка инноваций.  Конечно, малый российский бизнес  не в состоянии, особенно сегодня,  вести, а тем более финансировать  полномасштабные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Но мировой опыт свидетельствует,  что именно в этом секторе  экономики чаще всего рождаются  новые идеи и проекты. Не  следует также забывать, что в  ходе структурной перестройки  народного хозяйства именно в  малый бизнес перешла значительная  часть научно-технических и инженерных  кадров со своими идеями, разработками  и опытом. Поэтому данная цель  государственной политики должна  влиять на условия функционирования  малого бизнеса - осуществление  научно-технической политики, обеспечивающей  льготы по инвестициям, вкладываемым  в НИОКР, а также способствующей  созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту  малого инновационного бизнеса. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"