Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:50, контрольная работа
Традиционная история как научная дисциплина в основном изучает хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания, географические открытия, выдающихся политических деятелей, ученых и художников в широком смысле слова. А также пытается выявить причинно-следственные связи между этими событиями.
Введение……………….………………………………………………..
1 Характеристика формационных и цивилизационных подходов в
Экономической теории и исторической науке………………………
2 Капиталистическая экономика России и Германии……………….
2.1 Развития капитализма в России…………………………………… 16
2.2 Развития капитализма в Германии………………………………….. 17
3 Причины, цели и итоги приватизации в Великобритании…………..
Заключение………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………. 19
4) выделение определенных
5) цивилизационный подход
Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других — политическое, а третьих — религиозное, в четвертых — культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.
Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’— мышление, психология) — это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности — творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.
Есть еще ряд претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.
Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода — формационный и цивилизационный — дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.
После отмены крепостного
права развитие капитализма в
стране пошло невиданными
Русская промышленность в 1860-1890-е гг. В пореформенные годы экономика России вступила в период промышленного капитализма, ознаменовавшийся ростом и концентрацией крупной машинной индустрии, завершением промышленного переворота, формированием пролетариата и промышленной буржуазии.
В стране возник устойчивый рынок рабочей силы, были созданы oусловия, стимулировавшие накопление капитала, все более заметно в самых разных отраслях промышленности и на транспорте проявлялся технический прогресс. Расширялся внутренний рынок, сырье и промышленные товары все чаше вывозились за пределы России.
Особенностью экономики в это время являлось параллельное сосуществование мелкого товарного производства (крестьянских промыслов), мануфактур (основанных на ручном труде) и фабрично-заводской промышленности, оснащенной паровыми машинами.
Зарождающаяся крупная промышленность еще не могла вытеснить традиционно существовавшие в России кустарные крестьянские промыслы, обслуживавшие миллионы человек. В условиях растущей конкуренции эти промыслы распространялись от старинных центров на окраины, а иногда гибко трансформировались, меняя ориентацию. Такие веками существовавшие специализированные промыслы были практически во всех губерниях России. Так, например, на Северо-западе были развиты разнообразные промыслы новгородских крестьян (железоделательные и лесные), псковичи занимались переработкой льна и продуктов животноводства и т.п.
2.2. Развития капитализма в
В Германии развитие
Одной из причин была сохранившаяся феодальная раздробленность. Как говорили немцы, у них было столько государств, сколько дней в году, а в действительности еще больше. Раздробленность разобщала хозяйство страны, потому что каждое государство имело свои деньги и устанавливало пошлины на своих границах. Феодальная раздробленность препятствовала развитию торговли, установлению экономических связей между разными частями страны, т.е. образованию единого германского рынка, а тем самым – и экономическому развитию вообще.
В результате происходила капитализация ренты, потому что для помещика феодальная рента превращалась в доход с капитала. Положив выкуп в банк, помещик продолжал бы получать в виде процентов такой же доход, какой он раньше получал в виде оброка с крестьян.
В результате такого "освобождения" часть крестьян лишилась земли, часть сохранила ее настолько мало, что не могла с нее прокормиться и была вынуждена идти на заработки. Достаточно сказать, что, например, в Пруссии половина крестьян получила участки земли меньше 1 га. Конечно, эти крестьяне были вынуждены продолжать работать на помещиков в качестве сельскохозяйственных рабочих. Таким путем прошла одна сторона первоначального накопления – разорение крестьян и превращение их в наемных рабочих.
Другая сторона – накопление капиталов – тоже была связана с реформой. Выкупная операция дала в руки юнкеров (так назывались германские помещики) огромную сумму денег. Часть этих денег была положена в банки, часть пошла на покупку акций промышленных предприятий. В обоих случаях эти деньги инвестировались в промышленность. Конечно, как и в других странах, часть капиталов накапливалось в торговле и ростовщичестве. Но особенность накопления капиталов в Германии заключалась именно в ограблении крестьян при их освобождении.
Часть юнкерских капиталов была инвестирована в сельское хозяйство. Юнкера превращали свои поместья в крупные капиталистические хозяйства с наемным трудом. Дело в том, что подавляющая часть земли после освобождения крестьян осталась в собственности юнкеров. В это время 30% сельских хозяев Германии владели 90% земли, а на долю остальных 70% сельских хозяев оставалось только 10% Очевидно, мелкие натуральные крестьянские хозяйства, занимавшие только десятую часть земли, не играли в экономике страны существенной роли.
Итак, развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путем превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путем превращения помещиков в сельских капиталистов, а крестьян – в наемных рабочих. При этом и эксплуататоры, и эксплуатируемые оставались на своих местах, менялась лишь форма эксплуатации. В.И. Ленин назвал это прусским путем развития капитализма в сельском хозяйстве.
Но главным стимулом развития промышленности и промышленного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось именно к середине века.
Промышленный переворот в Германии развернулся в 50-60-е гг. Но даже к 1870 г. фабрика не вытеснила мануфактуру и ремесло. Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь половину составляли рабочие, а половину – ремесленники. Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство, и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные. Завершение промышленного переворота могло произойти и произошло только после окончательного объединения Германии.
Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина – комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была реформа по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. удовлетворяла важнейшим экономическим интересам помещиков и освобождала русское крестьянство от рабства. Последующие либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. в социальной и экономической сфере были тесно связаны с крестьянской реформой.
Значение либеральных реформ состоит в том, что они способствовали развитию капиталистических отношений в России. Процесс капитализации отечественной экономики принял бурный характер особенно в 1880-е гг. В русской деревне развернулась борьба между двумя способами развития в ней капитализма: прусским и американским. Эта борьба определяла жизнь российской деревни вплоть до 1917 г. Гораздо активнее развивалась промышленность страны; особенно успешно этот процесс шел в отраслях легкой промышленности. Значительные изменения произошли в торговле и финансовой областях.
В результате преобразований в 1860 – 1880-е гг. экономика России сделала заметный рывок, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира. К концу 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание страны в первой половине XIX в. не позволили ей встать вровень с Англией, Францией, Германией.
В Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило железные дороги, с помощью государства создавалась в Пруссии военная промышленность.
За период с 1840 по 1870 г. г. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля – в 5 раз, а выплавка чугуна – в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х г, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура, Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности.
Находясь в государственной
собственности, железные дороги
демонстрировали снижение
Массовая приватизация во второй половине 1980-х гг., проводимая правительством консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер, затронула многие отрасли, но до железных дорог очередь не дошла. Но уже следующий лидер консерваторов – Джон Мэйджор во время своей предвыборной кампании объявил, что железные дороги будут приватизированы.
В ноябре 1993 г. в Великобритании был принят Закон о железнодорожном транспорте, в соответствии с которым с 1 апреля 1994 г. британские железные дороги (компания “British Rail”) как единое целое прекратили свое существование. На месте единой и единственной “British Rail” появилось множество частных компаний. Была образована компания “Railtrack”, владеющая инфраструктурой железных дорог (железнодорожными путями, станциями, системами СЦБ и связи, искусственными сооружениями), но не занимающаяся их эксплуатацией.
Функции эксплуатации, включая менеджмент (время поездок, графики движения), стали выполнять эксплуатационные компании, получающие франшизы на 5–7 лет .
После приватизации на сети начали работать 26 пассажирских и 6 грузовых компаний-операторов подвижного состава, а также 11 компаний, занимающихся ремонтом и текущим содержанием пути. Были проданы компании “Rail Express Systems” (предоставляющая услуги железнодорожного транспорта для почтового управления Великобритании) и “Red Star” (оказывающая розничные услуги по доставке посылок с использованием свободных мест на междугородных пассажирских поездах). Были также приватизированы все депо крупного ремонта, которые стали конкурировать между собой, предоставляя услуги по ремонту компаниям – операторам подвижного состава.