Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:37, контрольная работа
1. Дайте характеристику признаков рынка чистой монополии.
Проанализируйте способы максимизации прибыли.
Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерно для
местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX - начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
Первое условие:
MR = MC,
где MR - предельная выручка,
MR = ДTR/ДQ
и MC - предельные издержки,
MC = ДTC/ДQ.
Второе условие:
ДMR/ДQ = ДMC/ДQ.
Максимизация прибыли
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки могут убывать.
Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии.
Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:
MR = Q*(ДP/ДQ) + P
Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку
ДQ/ ДP * P/Q = Ed,
где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно представить в виде:
MR = P (1+1/ Ed).
Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:
P = MC/(1+1/ Ed);
Поскольку Ed < -1(спрос эластичен), цена монополиста всегда больше его предельных издержек.
Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то его прибыль отрицательна.
Убытки в условиях монополии
Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором - обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе - ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.
Такой рынок, как монополия - это рынок с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.
Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.
Отсюда получаем важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она существует.
В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?
Вспомним важное различие между фирмой с монопольной властью и совершенно- конкурентной фирмой: для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки, для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы
P = MC и L = 0
Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования.
Данная формула представляет собой универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что Edp - коэффициент эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.
Для определения эластичности спроса руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.
Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).
Напомним, что теперь коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.
Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска.
Источники монопольной власти фирмы. Выражение показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие - с менее эластичной кривой спроса?
По меньшей мере три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них - наличие товаров-заменителей. Чем больше у продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Однако у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия - явление в природе очень редкое.
Вторым определяющим фактором монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.
Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу:
1 Равновесие монополиста
G - цена на основе предельных издержек
F - регулируемая цена
Е - монопольная цена
В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых MR и МС длительного периода и на одной вертикали с ней. При этом Р превышает МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах общества снизит цену до уровня F, где линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются
показано длительное равновесие монополиста. Его оптимальная цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает "монопольную прибыль". Его Р также выше его МС. Почему? Потому, что понижающаяся кривая его спроса (источник его контроля над ценами) равносильна тому, как это уже было объяснено, что его предельный доход будет ниже цены.
Максимальная прибыль, когда MR=MC, предполагает, что Р выше МС. Мы снова осознаем, что эта разница между ценой, в которую вещи обходятся обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим образом.
Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях контроля в точке Р разница между ценой и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О.
Если же говорить о факторах, обуславливающих рыночное равновесие на рынке чистой монополии, то они следующие:
1 Монополия вступает в
отношения только с
2. Вход в отрасль почти невозможен: устанавливаются материальный и искусственный барьеры.
3. Информация об этом рынке закрыта;
4. А главной особенностью
является специфика
2) Укажите формы международных экономических отношений,
раскройте их содержание
В настоящее время формы международных экономических отношений существенно расширились. При этом основное их расширение произошло в основном в период с конца 60-х до середины 80-х гг. В то же время продолжают действовать формы международных экономических отношений, которые сложились в конце XIX—начале XX вв. Прежде всего это касается внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.
В современных условиях основными формами международных экономических отношений являются следующие:
1)внешняя и мировая торговля;
2)кредитные отношения;
3)валютные и платежно-расчетные отношения;
4)миграция и вывоз капитала;
5)международная миграция рабочей силы;
6)международные интеграционные процессы;
7)создание и развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов;
8)межгосударственное регулирование международных экономических отношений (регулирование валютно-финансовых, торговых отношений);
9)деятельность международных кредитно-финансовых институтов (МВФ, МБРР) в сфере международных экономических отношений;
10) научно-техническое и
производственное
Внешняя и мировая торговля. Внешняя торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли. Современный мировой рынок — это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны.
Необходимость роста мировой торговли обусловлена рядом причин.
Во-первых, развитием национальных товарных производств и обмена, в том числе и внешней торговли.
Во-вторых, продолжающейся неравномерностью развития отдельных отраслей общественного производства, которая присуща рыночному хозяйству.
В-третьих, это свойственная странам с рыночной экономикой тенденция постоянного расширения производства в целях получения прибыли. Стремление к получению прибыли и срав-нительно узкие рамки национальных рынков для реализации продукции заставляют корпорации, компании, предприятия выходить за пределы своего рынка, что в итоге ведет к поискам внешних рынков. В 70-х—80-х—90-х гг. значение внешних рынков для различных стран существенно возросло. Для ряда промышленных стран нужны рынки для промышленных товаров, оборудования, новых технологий. Развивающиеся страны нуждаются в рынках для сырья и сельхозпродукции.