Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Особенности предложения на рынке ресурсов.
Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Определение заработной платы и производительность труда.

Содержание

Особенности предложения на рынке ресурсов.
Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Определение заработной платы и производительность труда.

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 24 (Автосохраненный).docx

— 118.97 Кб (Скачать файл)

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:

  1. среднего уровня оплаты труда;
  2. количества населения и в целом демографической ситуации;
  3. профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);
  4. мобильности населения;
  5. этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Субъектами  спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.

На рынке  совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении.

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда эти показатели сравняются, т.е.  .

Функциональная  зависимость между величиной  заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд .

Рис. Кривая спроса на труд:

  •  — ставка заработной платы;
  •  — величина требующегося труда;
  •  — кривая спроса на труд

Рис. Кривая предложения труда:

  •  — ставка заработной платы;
  •  — величина предлагаемого труда;
  •  — кривая предложения труда

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда  в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон .

Объединив оба  графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения  Е, в которой спрос на труд равен  предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату  , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате  . Поэтому точка   определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от  , равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

Рис. Равновесие на конкурентном рынке труда

Если ставка заработной платы выше уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает  спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих  мест не хватает на всех желающих продать  свой труд при высокой заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения ставки заработной платы по сравнению  с равновесной спрос на рынке  труда превышает предложение. В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти  ситуации (безработица и наличие  незанятых рабочих мест) не могут  быть устойчивыми (долгосрочными), они  корректируются рыночным механизмом в  направлении восстановления положения  полной занятости.

Таким образом, рынок труда развивается, как и любой рынок, по законам спроса и предложения, равновесие на нем восстанавливается, а продолжительной безработицы не может быть.

Однако безработица  существует. Наличие же устойчивой безработицы свидетельствует лишь о том, что на рынке труда отсутствуют условия совершенной конкуренции: свободный перелив ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкая заработная плата, совершенная информация и т.д. На рынке труда присутствуют так называемые внеконкурентные факторы, к которым следует отнести различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, лишая заработную плату рыночной гибкости. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем. В-третьих,крупные корпорации тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

 

Совершенная и  несовершенная конкуренция на рынке  труда.

Совершенная конкуренция  – рынок, где множество фирм продает  стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует условия конкуренции; рынок с большим количеством  покупателей.

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти,- ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны,  продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода из рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.           

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной  конкуренции:

- большое количество мелких  продавцов  и покупателей;

- продаваемый продукт  однороден у всех производителей  и покупатель может выбрать  любого продавца товара для  осуществления покупки;

- невозможность контроля  над ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры;

- полная свобода «входа»  на рынок и «ухода».          

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под  критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей  настолько велико и они настолько «малы», что за редким исключением ни один человек или группа  не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках  у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.

Рынки несовершенной конкуренции - рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать  на рыночную   цену. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных  изделий  для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной»  до  тех  пор,  пока  ее  кривая  спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не горизонтальную линию  спроса  каждого  мелкого  совершенного  конкурента  в   отрасли   с совершенной конкуренцией. На  совершенно  конкурентном рынке  имеется  множество   продавцов   и покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся  вне  их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в  расчет  эту способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.    

Насколько несовершенной может  быть несовершенная  конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца,  обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является  единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли, выпускающей  сколько  - нибудь близкий заменитель его продукции.

 

3.Определение заработной платы  и производительность труда.

Заработная плата – это цена, выплачиваемая за использование труда.

Хотя на практике заработная плата может принимать различную  форму (премии, гонорары, комиссионные вознаграждения, месячные оклады), мы будем  обозначать все это термином «заработная  плата» для обозначения ставки заработной платы в единицу времени –  за час, день и т.д. Это обозначение  имеет определенные преимущества в  том смысле, что напоминает нам  о том, что ставка заработной платы  есть цена, выплачиваемая за использование  единицы услуг труда. Это также  помогает четко разграничить «заработную  плату» и «общие заработки» (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).

Виды заработной платы

1. Номинальная заработная  плата – это сумма денег,  полученная за час, день, неделю  и т.д.

К номинальной заработной плате относятся:

– оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;

– оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам;

– доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.д.

2. Реальная заработная  плата – это количество товаров  и услуг, которые можно приобрести  на номинальную заработную плату;  реальная заработная плата –  это «покупательная способность»  номинальной заработной платы.  Реальная заработная плата зависит  от номинальной заработной платы  и цен на приобретаемые товары  и услуги. Изменение реальной  заработной платы в процентном  отношении можно определить путем  вычитания процентного изменения  в уровне цен из процентного  изменения в номинальной заработной  плате. Так, повышение номинальной  заработной платы на 10% при росте  уровня цен на 7% дает прирост  реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная  плата необязательно изменяются  в одну и ту же сторону.  К примеру, номинальная заработная  плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

В зависимости от количества труда и времени различают две основные формы оплаты труда: сдельную и повременную.

Производи́тельность труда́ — мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Обратная величина — трудоёмкость — измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции. Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции  в единицу времени, что непосредственно  влияет на повышение эффективности  производства, так как в одном  случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции  по статье «Заработная плата основных производственных рабочих», а в другом — в единицу времени производится больше продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Задания :

  1. Какой эффект преобладает на участке кривой предложения труда с отрицательным наклоном:

   А) эффект выпуска;   Б) ценовой эффект;

В) эффект дохода;  Г) эффект замещения.

Ответ: На участке кривой индивидуального предложения труда с отрицательным наклоном преобладает эффект дохода.

 

2.Почему в хорошо обеспеченных семьях женщины достаточно часто работают неполный рабочий день или вообще не работают при том, что количество детей в семье и объем домашней работы не превышает аналогичные характеристики для семей с меньшим достатком? Какой эффект здесь преобладает: эффект замещения или эффект дохода?

Ответ:

Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины  покупатель может предъявить возросший  спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар  вынужден будет снизить спрос  при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель  в силу эффекта дохода приобретает  больше относительно дешёвых товаров-заменителей  и меньше-дорогих.

Эффект замещения указывает  на то, что при изменении соотношения  цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром  другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет;  если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"