Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

2. Модель или тип экономической системы – это структура экономических связей между экономическими агентами на уровне страны. Исторически принято выделять традиционную, плановую и рыночную модели.
3. Структура рынка – это его внутреннее строение.
4. Спрос – наша потребность в товаре, подкрепленная деньгами; или сколько товаров готово купить население, фирмы и государство при данном уровне цен.
5. Денежная масса – количество денег в экономике. В структуре денежной массы выделяется ряд денежных агрегатов по степени ликвидности.
6. Кредитная система – часть финансового рынка; представляет собой совокупность кредитных организаций в рамках национального хозяйства, осуществляющих свою деятельность по купле-продаже финансовых ресурсов с соблюдением норм существующего законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к контрольной экономика.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА

 

 

 

Студент: Тормозина Екатерина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2012

 

Ответы к контрольной работе по экономике.

 

  1. На мой взгляд, сама постановка этих задач связана прежде всего с характером экономических отношений между людьми, а именно необходимостью наиболее полно и эффективно удовлетворять бесконечные потребности в условиях ограниченных ресурсов и возможностей.

Вопрос «Что?» - какие блага и  в каком количестве наиболее необходимы в рассматриваемом периоде и  на данной территории?

Вопрос «Как?» - какие технологические  и организационные формы будут  принимать производственные отношения  между людьми в процессе производства этих благ?

Вопрос «для кого?» - какой слой или класс общества является основным заказчиком или выступает получателем  данных благ, по каким принципам  будет осуществляться их распределение?

 

  1. Модель или тип экономической системы – это структура экономических связей между экономическими агентами на уровне страны. Исторически принято выделять традиционную, плановую и рыночную модели.

Традиционная модель была характерна для докапиталистического этапа  развития общества (примеры самые  разнообразные – и азиатский тип производства, и экономическое устройство феодальных государств в Европе, и Россия вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.). Она характеризуется большим консерватизмом в экономике, подчиненности экономики государству (с помощью социальной классовой иерархии), боязливым неприятием нововведений как в политическом устройстве, так и в экономике, науке. Сильна роль религии, причем на мой взгляд, опять же негативная по отношению к экономическому развитию, тормозящая Научно-Технический Прогресс. Личность придавлена, в экономике господствует государственная или общинная собственность, институт частной собственности не имеет в такой модели серьезного значения.

Плановая модель характерна для  нашей страны в эпоху СССР. Для  нее характерно полное огосударствление средств производства, жесткая вертикаль приказов по выполнению плана играет роль механизма, обеспечивающего экономическое существование и развитие системы экономики. Как показало время, данная модель способна быть эффективной в экстремальных условиях хозяйствования, позволяет быстро мобилизовать перебросить ресурсы на приоритетные направления. Однако с ростом системы эффективное планирование деятельности всех элементов хозяйства становится невозможным (большой объем информации), вызывая большие затраты, связанные с запаздыванием (иногда в год и более) планов и их реализации, перегибами на местах и т.п. В итоге в мирное время, в нормальных условиях данная модель проигрывает рыночной.

Чисто рыночная модель характерна для  стран Европы, США до сер XX века, России 1990-х гг. Характеризуется минимальным участием государства в экономических процессах. Основной механизм – рынок в виде множества связей между равноправными участниками. Плюсами данной модели являются сильная система материальных стимулов (больше и лучше работаешь – больше зарабатываешь) и возможность наилучшим образом удовлетворить потребности (предприниматель гибко реагирует на малейшие изменения спроса и быстро обеспечивает рынок необходимыми благами). Минусы – высокая возможность превращения в квазирынок, где механизмы рынка (конкуренция, равные возможности) заменяются монополией и коррупционными механизмами. Также рынок подвержен периодическим кризисам, обладая слабыми возможностями к их преодолению. В этом случае необходима государственная антикризисная политика. Сочетание рыночного механизма с большой ролью государства в экономике представляет собой модель смешанной экономики, характерная для наиболее развитых стран с сер XX века.

 

  1. Структура рынка – это его внутреннее строение.

По экономическому назначению объектов экономических отношений – рынок  благ и услуг, рынок капитала, рынок  рабочей силы, труда и т.д.

По географическому положению  – местный, региональный, национальный, мировой

По отраслям – зерна, автомобилей  и пр.

По уровню конкуренции:

Монополия – ситуация, когда на рынке к-л. товара действует 1 фирма-продавец (м.б. государственная или частная). Позитивные черты: большие инвестиционные возможности, высокая устойчивость против неблагоприятных изменений). Негативные: низкие стимулы к росту эффективности производства, полный контроль над ценой, обеспечивающий сверхприбыли в ущерб обществу и смежным отраслям.

Совершенная конкуренция - ситуация, когда на рынке к-л. товара действует  множество фирм-продавцов совершенно однородного товара, т.е. конкурируют по цене – у кого цена ниже, у того и покупают. На практике почти не встречается, в отличие от

Монополистической конкуренции - ситуация, когда на рынке к-л. товара действует  множество фирм-продавцов, конкурирующих  как по цене, так и по качеству, т.е. продающих не полностью идентичные товары. Это позволяет найти свой сегмент на рынке и получить прибыль выше, чем в условиях совершенной конкуренции, но ниже, чем при монополии.

Олигополия - ситуация, когда на рынке  к-л. товара действует от 2 до 20 фирм-продавцов. В случае, если в силу ряда причин фирмам не удается договориться о совместной ценовой политике, они конкурируют и ситуация близка к оптимальной. Если образуется сговор, ситуация напоминает монопольную и требует вмешательства со стороны государственных органов.

 

  1. Спрос – наша потребность в товаре, подкрепленная деньгами; или сколько товаров готово купить население, фирмы и государство при данном уровне цен.

Предложение – количество благ, которое  фирмы готовы продать при данном уровне цен.

Закон спроса гласит: если цена на товар  поднимается, спрос падает (есть исключения для некоторых видов товара и  категорий потребителей)

Закон предложения гласит: если цена на товар возросла, растет и предложение (из этого закона исключений не бывает).

Факторы, влияющие на спрос, кроме  цены – неценовые: уровень доходов  потребителей, а также изменение  или ожидания будущих изменений  в них; изменение потребительских  предпочтений (мода, религия, культура и др.); цены на товары – субститьюты (заменители) и товары-комплементы (дополняющие); рост числа потребителей.

Факторы, влияющие на предложение, кроме  цены – изменение в ценах факторов производства – зарплата, сырье, материалы, % по кредитам и пр.; изменение ожиданий относительно будущих прибылей, снижение конкуренции в отрасли, государственное регулирование экономики.

 

  1. Денежная масса – количество денег в экономике. В структуре денежной массы выделяется ряд денежных агрегатов по степени ликвидности:

Д0 – наличные

Д1 = Д0+вклады до востребования + расчетные счета

Д2 = Д1+вклады на срок

Д3 = крупные срочные вклады + ценные бумаги

Под ликвидностью подразумевается  способность активов быть быстро и без потерь обменянным на деньги. Т.о. наличные – абсолютно ликвидны.

 

  1. Кредитная система – часть финансового рынка; представляет собой совокупность кредитных организаций в рамках национального хозяйства, осуществляющих свою деятельность по купле-продаже финансовых ресурсов с соблюдением норм существующего законодательства. Представлена в основном банками, в России и большинстве государств мира является двухуровневой: коммерческие банки (цель-прибыль) и центральный банк (цель-обеспечение стабильности финансовой системы страны, реализация кредитно-денежной политики). Основной операцией банков является кредитование физических и юридических лиц.

Формы кредитования: 1) Товарный кредит – был характерен для юридических  лиц в отсутствие банков, исторически  считается первой формой кредита.

2) коммерческий кредит – предоставление банком ссуды клиенту под % на определенный срок.

Также существуют потребительский, ипотечный, государственный, международный и  пр. виды кредитов.

 

  1. Налог – обязательный безвозмездный платеж в пользу государства со стороны физического или юридического лица.

По способу взимания налоги бывают прямые и косвенные. На сегодняшний  день к прямым принять относить налоги, которые взимаются с доходов  конкретных слоев населения (т.е. можно  выделить группы «по интересам»: бизнес – налог на прибыль, рабочие –  налог на заработную плату, собственники – налог на имущество и т.д.) К косвенным относятся налоги, которые взимаются с товаров или услуг и сложно поэтому выделить основные группы плательщиков этого налога (например, акцизы на табак, водку, налог на добавленную стоимость) С известной долей иронии можно сюда отнести и «инфляционный» налог, который все россияне платят каждый год. Вообще говоря, дискуссии по поводу критериев разграничения прямых и косвенных налогов в научной среде ведутся до сих пор.

По субъектам – публичные субъекты, физ. лица, организации, органы власти

По характеру налоговых ставок – пропорциональные (ставка налога не меняется с ростом налогооблагаемой базы), регрессивные (ставка налога снижается  с ростом налогооблагаемой базы), прогрессивные (ставка налога увеличивается с ростом налогооблагаемой базы).

 

  1. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных за определенный промежуток времени. Можно выделить трудовые и нетрудовые виды доходов: трудовые – заработная плата, нетрудовые – прибыль, рента как доход владельца земли, % как доход владельца капитала. Существуют также социальные трансферты - поддержка государством социально незащищенных слоев населения: пенсии, пособия по безработице, «материнский капитал» и т.п.

На разных этапах развития общества действовали различные принципы распределения. В рабовладельческом  строе весь произведенный продукт  доставался рабовладельцу, в социалистическом декларировался принцип «от каждого  по способностям, каждому по труду». Современные рыночные принципы распределения включают материальную заинтересованность работника в своем труде, отчуждение его от результатов своего труда, отъем части произведенной товарной стоимости в пользу предпринимателя в виде прибыли, собственника земли в виде ренты, собственника капитала в виде %, государства в виде налогов. При таких принципах распределения велик риск нарастания  социальной несправедливости.  Она заключается прежде всего в нарастании процессов дифференциации общества. Во-первых, без поддержки государства и семей невозможно существование групп населения, не участвующих в механизме производства благ и услуг: пенсионеров, учащихся, детей, безработных, инвалидов. Во-вторых, рабочий класс является разобщенным, а предприниматели и крупные собственники более сплочены, образованы и имеют в руках сильнейшие финансовые рычаги влияния на власть. Результатом является рост социальной дифференциации общества, т.е. увеличение разрыва между богатыми и бедными. Это влечет за собой рост социальной напряженности, может привести к новому подъему классовой борьбы. Чтобы этого избежать, в сер XX века американские предприниматели добровольно поступились частью своих прибылей, обеспечив рабочим нормальные условия труда, а себе – безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Хочется верить, что российский бизнесмен скоро последует их примеру.

 

9. Валюта – 1) единица, лежащая в основе денежной системы государства; 2) денежные знаки зарубежных стран. В современном мире понятие свободно конвертируемой валюты прежде всего связано с денежными единицами отдельных стран, имеющими свободное хождение за рубежом (т.е. их можно легко и без потерь обменивать на национальные валюты). Это доллар, евро, японская иена, швейцарский франк. Для современной международной валютной системы характерны плавающие курсы валют, т.е. «цены покупки-продажи» одной валюты, выраженные в некотором количестве иной валюты. Типы валютных курсов:

1)курс продажи и курс покупки

2)колеблющийся, фиксированный, плавающий.  Колеблющийся – подвержен лишь действию рыночных спроса и предложения

Фиксированный - официально установленное  отношение между национальными  валютами, подкрепленное золотом.

Плавающий – сочетание рыночных факторов и сознательного регулирования  чрезмерных «скачков» курсов валют.

 

10. Индивидуальное предприятие – форма организации, когда все имущество предприятия находится в собственности 1 лица – его владельца. Положительные стороны: быстрота управленческих решений, полное присвоение прибыли (не нужно «делиться»), относительная простота организации и регистрации в госорганах.

Отрицательные стороны: полная экономическая  ответственность, высокий риск непрофессиональных решений, сильно ограничены возможности  по привлечению капитала.

Товарищество – форма организации, управление предприятием осуществляется несколькими владельцами (товарищами) на основании долей в имуществе предприятия. Положительные стороны: Относительная простота организации, средние возможности по привлечению капитала, разделение ответственности в случае банкротства с другими товарищами

Недостатки: снижена быстрота принятия решений, нужно делить прибыль с  товарищами по бизнесу.

Акционерное общество – форма организации, когда все права владения имуществом предприятия рассредоточены между  собственниками акций пропорционально их долям в общем количестве ценных бумаг. Управление делегировано совету директоров, избираемых на собрании акционеров.

Преимущества: ответственность лишь в размере стоимости акций, высокие  возможности по привлечению капитала, отсюда корпорация (АО) – обычно предприятие крупное, способное в полной мере использовать преимущества специализации и кооперации труда. Также высокий профессионализм управления и принятия решений.

Недостатки: сложность организации  и регистрации, опасность сосредоточения властных функций в руках директоров и мажоритариев в ущерб миноритариям (владельцам небольших пакетов акций). Последний недостаток особо актуален для России, где государство, являясь крупнейшим акционером страны, нередко ущемляет интересы мелких акционеров, что недопустимо и в конечном итоге тормозит экономическое развитие страны.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"