Контрольная работа по "Экономике отраслевых рынков"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Общие издержки зависят от выпуска как ТС = 10Q, где Q - в тыс.шт. Выручка монополиста зависит от объема продаж как TR = 50Q – Q2/2.
Задание 2. Продолжите формулировки.
Задание 3. Рыночный спрос на мясо описывается уравнением Pd = 800 – Qd, где Pd - цена (в тыс.руб.), Qd - объем спроса (в тоннах). Мясо в городе производит только один завод, причем совокупные издержки зависят от выпуска как TC(Q) = Q2. Местные органы власти вводят налог на продажи монополиста в размере 10 тыс.руб. на одну тонну.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике отраслевых рынков..docx

— 645.77 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Общие издержки зависят от выпуска как ТС = 10Q, где Q - в тыс.шт. Выручка монополиста зависит от объема продаж как TR = 50Q – Q2/2.

По какой  цене монополия продает товар?

Решение:

1.Общая выручка  равна произведению цены единицы  товара и количества проданных  товаров:

TR = PQ = 50 *Q –Q2 /2

2.Фирма максимизирует  прибыль при величине выпуска  (Q), которая соответствует условию:

MR = MC – маржинальная или предельная выручка равна маржинальным или предельным затратам.

MR = (TR)' = (50 *Q –Q2 /2)'= 50-Q

MC = (TC)'= (10*Q)' = 10

Уравнивая, получим:

50-Q = 10

Q = 40

3.При данном  значении Q находим значение максимальной прибыли:

P=TR/Q =(50*Q-Q/2)/40=(50*40-402/2)/40=30

Вывод: монополия  свой товар продает по цене 30 д.е.

Задание 2. Продолжите формулировки:

1.К базовым условиям со стороны спроса относятся эластичность спроса, наличие товаров-заменителей, сезонность спроса, динамика спроса, дислокация потребителей, формы доведения продукта до потребителя.

2. Монополистический рынок характеризуется следующими особенностями:

а) наличие  множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа  независимых фирм и покупателей);

б) свободный  вход на рынок и выход с него(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы  от вступления на рынок, или препятствий  на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого  по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

г) совершенная  информированность продавцов и  покупателей об условиях рынка;

д) влияние  на уровень цен, но в довольно узких  рамках.

  Определение  объема продукции в условиях  монополистической конкуренции

  Монополией  в экономической теории называют  такой тип строения рынка, при   котором существует один и  только один продавец определенного   товара. Будучи единственным поставщиком,  предприятие-монополист (его также  часто называют монополией) сталкивается  с совокупным  спросом всех  потенциальных покупателей товара  в пределах данного (национального  или местного) рынка, и в этом  смысле оно тождественно отрасли.  Это предопределяет отличие поведения  монополиста от поведения предприятия,  функционирующего  в условиях  совершенной конкуренции.

Кривая спроса на продукцию монополиста, как и  кривая рыночного спроса на продукцию  совершенной конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон.

  Поэтому  всякое увеличение (уменьшение ) объема  продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно  конкурентное предприятие может  продать  любой объем продукции  по существующей (и независящей  от его поведения) рыночной  цене. Следовательно, совершенно  конкурентное предприятие, будучи  ценополучателем, может максимизировать   прибыль, лишь варьируя объем   производства, тогда    как монополист  может достигнуть этой цели, варьируя  либо объем производства, либо  уровень цены. Разумеется, он  не  может изменять объем выпуска  и цену независимо, поскольку  их соотношение однозначно определено  его функцией спроса и  инвариантно  выбору независимой переменной.

  Самым  крайним случаем несовершенной  конкуренции является монополия,  т.е. рынок с единственным  продавцом   и исключающим возможность вхождения  в него  других. В качестве  примеров можно привести монополию  «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин   в уединенном маленьком городке  и владельцев подавляющей части  каналов местного кабельного  телевидения.  В большинстве крупных  городов услуги местной телефонной  связи и снабжение электричеством  также обеспечиваются монополиями,  но цены, устанавливаемые этими  продавцами, регулируются государственными  организациями, что является  предметом нашего обслуживания.

  В реальной  жизни монополия – это всегда  вопрос меры. Можно было бы  утверждать, что каждый бакалейный  магазин является  монополистом, поскольку не существует  даже  двух магазинов с  абсолютно  одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако такой подход  к рассмотрению  бакалейного бизнеса, как правило,  оказывается непригодным, так  как цены, назначенные одним магазином,  влияют на спрос, с которым,  сталкиваются другие расположенные  поблизости магазины. Истинный же  монополист не имеет таких  идентифицированных соперников.

Продавец  обладает монопольной властью (или  властью над рынком), если он может  повышать цену на свою продукцию путем  ограничения своего собственного объема выпуска.

  Чтобы  обладать некоторой монопольной  властью, фирме вовсе не требуется   быть монополистом, даже маленькие  бакалейные магазинчики в крупных  городах имеют  какой то  контроль над ценами, которые  они назначают. Разница между  такими фирмами и, скажем, алмазной  монополией «Де Бирс» заключается  в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим  контролем над ценой своей  продукции.

  В коротком  периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять  производство при такой комбинации  цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль .

3. Дисперсия рыночных долей – это показатель концентрации, определяющий степень разброса объемов выпуска фирм.

  Дисперсия  определяется как отклонения  рыночных долей всех фирм рынка:

 где  Y - средняя рыночная доля; N — число  фирм в отрасли.

Показатель  дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать  любые значения. Он характеризует  возможную рыночную власть фирм через  неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным  и, следовательно, более концентрированным  является рынок, тем слабее конкуренция  и тем сильнее власть крупных  фирм на рынке.

  При неизменном  числе фирм более высокая дисперсия,  т.е. усиление неравномерности  распределения долей рынка, приводит  к увеличению концентрации.

Для измерения  степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

 

 

 

   Для  западных исследований рынков  более типично использование  показателя дисперсии логарифмов  рыночных долей.

 Оба показателя  имеют один и тот же экономический  смысл - неравномерности распределения  долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью  и значениями.

Чем больше неравномерность распределения  долей, тем, при прочих равных условиях, более концентрированным является рынок.

4. К инвестиционным синергиям относятся…..

    Синергия, синергизм - это совместное, содружественное,  взаимозависимое действие двух  или нескольких сил, агентов,  факторов в каком-либо одном  направлении. Современное понимание  сложных систем требует иного  отношения к функционированию  их подсистем - не как к подчиненным  целому элементам, а как к  синергически взаимодействующим  частям, рождающим целое. Синергетика  исследует особое состояние сложных  систем в области неустойчивого  равновесия, точнее, динамику их  самоорганизации вблизи неравновесных  состояний, состояний в области  бифуркации.

    Инвестиционный  синергизм. Проявляется при совместном  использовании краткосрочных и  долгосрочных кредитов, производственных  площадей, НИР, общей технологической  базы и пр.(табл.1)

                                                                                                Таблица 1.

 

Инвестиционные синергии (экономия инвестиционных издержек)

  1. объединение трудовых, производственных ресурсов;
  2. возможность покупки компании по цене ниже стоимости создания собственного производства;
  3. объединение рынков;
  4. объединение результатов НИОКР.

 

   Модель "общих товаров". В экономике  общие товары производятся благодаря  взаимозависимым совместным усилиям.  Современные формы организации,  типа японских кэйрэцу, позволяют  достигать высочайшего качества  и выигрывать конкуренцию на  мировом рынке. Например, конкурс  на лучший автомобиль XXI в. был  выигран японцами благодаря кооперированию  различных отраслей вокруг единой  цели.

   Создание  совместной благоприятной среды.  В природе каждый живой организм  в ходе своей жизнедеятельности  неизбежно что-то портит в своей  среде. Растения обедняют почву,  высасывая из нее влагу и  питательные вещества, и оставляют  после себя засохшие стебли  и листья. Животные поедают растения  и других животных и загрязняют  землю своими экскрементами и  останками. Представьте, что было  бы на Земле за миллионы  лет, если бы не было никаких  "уборщиков". На самом деле, в природе практически нет  никакого мусора. Различные организмы  - бактерии, грибы, черви, личинки  насекомых, различные сапрофаги  вместе с растениями и животными  - образуют сложные кооперативные  сети питания и переработки  различных органических отходов  в земле, воде и воздухе,  совместно создавая и регулируя  благоприятный состав окружающей  среды. Для этого и нужно  биологическое многообразие.

   Разнообразие  различных отраслевых производств  на единой компактной территории  позволяет использовать эффекты  кооперации и синергии, когда  отходы одного производства могут  служить сырьем для другого,  увеличивая замкнутость материальных  циклов в промышленных узлах.

В связи с  этим полезно напомнить, что в  отличие от экономики природы  экономика человеческого хозяйства  демонстрирует существенную разомкнутость  техногенного круговорота.

5. Вторым типом дискриминации называют случай, когда …..

  Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки, так что связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) становится нелинейной. Поэтому такие цены часто называют нелинейным, или многоставочным тарифом.

   В  терминах экономической теории  ценовую дискриминацию второй  степени часто характеризуют  как самоотбор. При ценовой  дискриминации второй степени  продавец хотел бы, но не может  определить платежеспособность  покупателей (эластичность их  спроса). Поэтому он предлагает  всем и каждому одну и ту  же структуру цен, предоставляя  самому покупателю выбрать величину  покупки и (или) ее специфические  условия. Так, при введении  повременной оплаты телефонных  переговоров мы сами, а не телефонная  компания, будем определять длительность  разговора, а следовательно и  его стоимость. Другим примером  ценовой дискриминации второго  типа служат оптовые продажи  в противоположность розничным,  при покупке оптовых партий  товара потребитель уплачивает  более низкую цену за единицу  товара, чем в розницу.

   В  качестве классического примера  «набора тарифов» можно привести  дисконтные карточки. Чем выше  цена дисконтной карты, тем  большая скидка с цены товара  предоставляется покупателю, иными  словами, тем меньшую цену он  платит за приобретение каждой  дополнительной единицы товара. Эффективно осуществляется принцип  «самостоятельного отбора» - чем  больше планируемый объем покупки,  тем более дорогую дисконтную  карточку, предоставляющую наибольшие  скидки на товар, будет приобретать  покупатель.

- назначать  единый тариф, при котором первоначальный  взнос равен величине совокупного  выигрыша покупателя из группы  с большим спросом, а предельная  цена предельным издержкам. В  этом случае покупатели с меньшим  спросом не будут приобретать  товар вообще. Данный вид часто  применяется на практике. Например, в разнице цены при розничных  и оптовых продажах. В случаях,  когда потребители приобретают  определенные наборы товаров.  Например, упаковка из 10 пакетиков  чая выгоднее в финансовом  плане, чем приобретение 10 пакетиков  по одному.

Задание 3. Рыночный спрос на мясо описывается уравнением Pd = 800 – Qd, где Pd - цена (в тыс.руб.), Qd - объем спроса (в тоннах). Мясо в городе производит только один завод, причем совокупные издержки зависят от выпуска как TC(Q) = Q2. Местные органы власти вводят налог на продажи монополиста в размере 10 тыс.руб. на одну тонну.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике отраслевых рынков"