Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:50, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является детальное рассмотрение и изучение целого ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие.
3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества.
Введение
Глава 1
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек.
2.1 Размеры предприятия и преимущества крупных предприятий.
3. Монополия и ее последствия для общества.
3.1 Монополизация как фактор максимизации прибыли
Глава 2
1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая
2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса
2.1 Структура газовой отрасли России.
2.2 Структура нефтяной отрасли России.
3. SWOT – анализ нефтегазовой отрасли.
4. Расчет индексов
Заключение
Список используемой литературы
Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма
(от английского unitary) отличается
небольшими издержками
Функции
контроля расположены «по линейке»,
что дает экономию издержек контроля:
в каждый момент одно подразделение
контролирует и контролируется только
одним же другим подразделением. Однако
поскольку с потребителем имеет
дело только последнее подразделение
(как правило, отдел сбыта), а остальные
отделы непосредственно не касаются
рынка, такая форма может существовать
только для однородного небольшого
производства; при росте числа
товарных наименований или объема выпуска
отсутствие связи с рынком затрудняет
реакцию производства на изменение
потребностей, что делает данную форму
менее гибкой и, следовательно, менее
конкурентоспособной в
М-форма (от английского multiproduct) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру:
Здесь с
потреблением и рынком для всех продуктов
имеет дело центральное руководство,
а не отдельные продуктовые или
производственные подразделения, что
дает возможность оперативно реагировать
на изменение рыночных параметров спроса
для любого выпускаемого продукта.
Это способствует гибкости производства,
что ведет к организации
2.1 Размеры предприятия и преимущества крупных предприятий
Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж.
Как правило,
в качестве основного критерия используется
численность занятых: этот критерий
является относительно стабильным во
времени и достаточно универсальным
для сравнения фирм в разных отраслях
и разных странах. Если объем используемого
капитала, величина активов или объем
продаж изменяются в зависимости
от вида деятельности или единицы
измерения, то численность занятых
не подвержена таким колебаниям; люди
остаются людьми вне зависимости
от сферы приложения труда или
страны исследования. Хотя и здесь
имеются свои сложности: современная
технология позволяет выпускать
достаточно существенные объемы и использовать
значительные производственные фонды
при малой численности
Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 500 человек, и крупные, где численность занятых превышает 500 человек.
Можно использовать и несколько критериев. Например, в практике ФРГ приняты такие критерии классификации предприятий:
Вид фирмы |
Занятость, чел. |
Капитал, млн. марок |
Товарооборот, млн. марок |
Малое предприятие |
меньше 50 |
меньше 3,9 |
меньше 8 |
Среднее предприятие |
51-250 |
3,9 - 15 |
8-32 |
Крупное предприятие |
свыше 250 |
свыше 15 |
свыше 32 |
Концентрация
производства - сосредоточение производства
во все более крупных
Экономические преимущества крупных предприятий следующие.
1. На
крупных предприятиях
2. Крупное
предприятие располагает более
мощным, концентрированным и
3. Удельные
капитальные вложения, фондоемкость
на крупных предприятиях ниже.
По закону агрегатной
4. С укрупнением
предприятий, производства
5. С увеличением
масштабов производства
6. В силу
вышеизложенного на крупных
7. Крупные
предприятия также имеют
Оптимальный
размер предприятия - это тот размер
предприятия, тот масштаб производства,
при котором достигаются
Минимальный размер производства, а значит и предприятия определяется по порогу безубыточности, то есть когда производство осуществляется без убытков.
Максимальный
размер также должен быть безубыточным.
На лини кривой суммарных затрат минимальный
и максимальные размеры находятся
на одном уровне затрат. Предприятие
может функционировать только в
границах минимального и максимального
размера. Это и называется границей
оптимальности, а оптимальный размер
предприятия, разумеется, находится
между минимальным и
3. Монополия и ее последствия для общества
Монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множества покупателей. Для этого рынка характерно:
• жесткий контроль над ценой со стороны производителя;
• высокие барьеры для входа и выхода из отрасли;
• уникальность продукта;
В зависимости от типа барьера выделяют следующие типы монополий - административная, предпринимательская и естественная. Административная монополия это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. Предпринимательская монополия - это монополия, возникшая в результате конкуренции, за счет более успешной стратегии фирмы по сравнению с ее конкурентами. Такая монополия носит, как правило, временный характер. Возникновение естественной монополии обусловлено положительным эффектом масштаба. Если положительный эффект масштаба достигается только при очень больших объемах производства, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос, то нет необходимости создавать конкуренцию в этой отрасли. Так как наличие двух и более фирм приведут к росту средних издержек, а, следовательно, и цены продукции. Примерами естественных монополий служат метро, энергетика, железная дорога.
Чистый монополист определяет объем производства исходя из своих издержек производства и спроса на товар. Рыночный спрос при монопольном производстве представляет собой отраслевой спрос. При этом, кривая спроса не является совершенно эластичной, как при конкурентном производстве. Она представляет собой традиционную форму нисходящей линии, потому что кривая спроса отдельной фирмы (монополиста) и кривая рыночного спроса одно и тоже.
Следствия нисходящей кривой спроса:
1. Цена
превышает предельный доход
Чтобы увеличить объем продажи с 2-х единиц до 3-х единиц продукции фирма вынуждена будет снизить цену с 10 до 9 руб. Предельный доход третьей единицы составит 7 руб.
MR =(10*2- 3*9)/1=7
Он значительно меньше, чем цена продукта.
Итак, одним из первых отличий поведения монополиста по отношению к ценам и объемам производства в сравнении с поведением фирм в условиях чистой конкуренции является его более полная самостоятельность. Монополист сам определяет цену и объем производства продукции.
Вторым отличием является ориентация монополиста при выборе цены и объема производства не на равенство цены и предельных издержек, а на равенство предельного дохода и предельных издержек.
В третьих, монополист выбирает такую комбинацию цен и объемов производства, при которой валовой доход не уменьшится. Только в этом случае у него есть возможность получить максимальную прибыль.
Некоторые люди считают, что монополист может назначать максимальную цену, которую он может получить. Но оказывается, что более высокие цены могут приносить меньшую совокупную прибыль по сравнению с максимальной. Ведь совокупная прибыль зависит не только от цены и от издержек на единицу продукции, но и от объема продаж. Увеличение цены для монополиста ведет к снижению объема продаж, а значит и к потери части прибыли. Следовательно, во-первых, монополист будет избегать роста цен, при котором теряется прибыль.
Есть
еще одно заблуждение в отношении
монополии. Многие думают, что монополист
застрахован от убытков. На самом
деле монополия не гарантирует экономическую
прибыль, хотя вероятность ее получения
выше, чем при чистой конкуренции.
Причем, барьеры для вступления в
отрасль конкурентов позволяют
сохранять экономическую
Монополия имеет свои положительные и отрицательные экономические последствия.
Для общества
в целом монополии имеют
1. Монополист
может считать выгодным
2. Для
отдельных отраслей большие
Информация о работе Контрольная работа по «Экономике отрасли»