Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономической науке встречаются попытки объединить законы общественного движения научно-технической информации (technological information) и экономической информации (информации о состоянии рыночной среды — market, commercial information) и даже представить первый тип информации как частный случай второго, хотя многие авторы верно отмечают, что объединение такого рода возможно лишь в целях упрощения задачи количественного описания соответствующих процессов, качественная же природа этих типов информации остается принципиально различной.

Содержание

1. Теоретический раздел: Информация как ведущий фактор развития в постиндустриальной экономике. Особенность информации как товара.……………………………………………………………….…3-11
2. Практический раздел
Задача 1. Спрос и предложение ………………………………………….12-15
Задача 2. Расчёт безубыточного объёма продаж………………………...15-16
Задача 3. Формирование рыночного равновесия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………..16-17
Задача 4. Рынок труда……………………………………………………..17-18
Задача 5. Налоги и налогообложение………………………………………..18
3. Практический раздел. Часть 2. Привести статистические данные за период 4-5 лет, характеризующие рынок ГКО-ОФЗ:
• Объем размещения и доразмещения по номиналу;
• Объем госбумаг в обращении, в том числе по видам;
• Объем выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ;
• Объем погашения/купонной выплаты;
• Перечисление средств в бюджет;
Охарактеризовать динамику рынка государственных ценных бумаг……19-
4. Список литературы …………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

 

 

Выполнил студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

    1. Теоретический раздел: Информация как ведущий фактор развития в постиндустриальной экономике. Особенность информации как товара.……………………………………………………………….…3-11
    2. Практический раздел

Задача 1. Спрос и предложение ………………………………………….12-15

Задача 2. Расчёт безубыточного объёма продаж………………………...15-16

Задача 3. Формирование рыночного равновесия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………..16-17

Задача 4. Рынок труда……………………………………………………..17-18

Задача 5. Налоги и налогообложение………………………………………..18

    1. Практический раздел. Часть 2. Привести статистические данные за период 4-5  лет, характеризующие рынок ГКО-ОФЗ:
  • Объем размещения и доразмещения по номиналу;
  • Объем госбумаг в обращении, в том числе по видам;
  • Объем выручки, полученной в результате размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ;
  • Объем погашения/купонной выплаты;
  • Перечисление средств в бюджет;

    Охарактеризовать динамику рынка государственных ценных бумаг……19-

    1. Список литературы …………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретический  раздел

 

Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда — и предметом труда, и средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность ее быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества.

На протяжении всей истории человечества люди в процессе преобразования окружающего мира преобразуют и овеществленную в нем информацию. Изменяя русла рек, человек преобразует их физико-географические параметры. Возводя дома, он видоизменяет информацию, содержащуюся в рельефе земной поверхности. Выводя новые сорта растений и породы животных, человек преобразует содержащуюся в их генотипе информацию. Работа с информацией как с предметом труда ведется человеком в каждом процессе труда, направленном на преобразование природного материала, как естественно сложившегося, так и исторически созданного самим человеком. В процессе познания окружающего мира человек выделяет из него информацию и фиксирует ее, представляя в удобном для себя виде. Тем самым, информация выступает всеобщим предметом труда.

В последние десятилетия в мировом хозяйстве стремительно растет доля трудовых процессов, в которых предметом труда выступает информация, ранее уже выделенная из окружающего мира и зафиксированная человеком. На сегодняшний день сложилась целая группа отраслей хозяйства, которые занимаются преобразованием, анализом, поиском, хранением и контролем информации, прежде уже выступавшей предметом труда. Эта группа отраслей хозяйства коротко

 

называется информатикой и представляет собой важную часть сферы информационного производства в целом.

Для того, чтобы информация на уровне всеобщего выступила предметом труда, необходимы осознанные усилия человека по ее овеществлению в тех или иных материальных носителях. Формами такого овеществления информации могут выступать книги и другие печатные материалы, чертежи, слайды, кино и фотопленки, магнитные ленты, дискеты и другие носители внешней памяти компьютера, пластинки, видео- и аудиокассеты, голограммы, макеты, действующие (динамические) модели и т.д. Будучи овеществленной в этих материальных носителях, информация может выступать предметом труда, подлежащим дальнейшему преобразованию, хранению, передаче, а может выступать и средством труда, в частности, в процессе обучения или в процессе научного труда.

Овеществление информации в материальных носителях, целенаправленно предпринимаемое человеком, требует дополнительных затрат на производство вещественных носителей этой информации. При этом информация, которая по своей природе невещественна, непредметна и не может существовать вне какого бы то ни было материального носителя, не может быть ни преобразована, ни сохранена, ни передана в отрыве от него. Иначе говоря, вступление информации в процесс труда в качестве предмета труда предполагает участие в этом процессе также и ее материального носителя.

Поэтому следует отличать труд по производству этого материального носителя (например, тиражирование книги) от труда по производству информации или извлечению ее из окружающего мира. Аналогичным образом, физический износ вещественного носителя информации, приводящий к утрате или искажению некоторой части информации на данном носителе (например, зачитанная до дыр книга, разорванная кинопленка и т.п.), не следует воспринимать как физический

 

износ самой информации: ведь информация, которая имеет нефизическую природу, не может быть подвержена физическому износу. Это, в частности, означает, что информация ни в количественном, ни в качественном смысле не уменьшается в процессе ее потребления, в отличие от других предметов труда, которые, будучи потребленными, прекращают свое существование и полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт.

Тем самым, информация на уровне всеобщего выступает бесконечно воспроизводимым предметом труда: одна и та же информация может вступать в процесс воспроизводства в качестве предмета труда сколько угодно раз. Иногда это свойство информации называют (хотя и не вполне корректно) бесконечной делимостью, подразумевая при этом, что информация может быть скопирована любое количество раз, и при этом общественные функции каждой ее копии будут абсолютно тождественными, хотя каждая такая копия может совершать самостоятельное общественное движение.

При этом возможности копирования научной информации ограничиваются возможностями производства ее материального носителя, выступающего необходимым условием осуществления каждого акта копирования, а также издержками на осуществление самого этого акта, которые, впрочем, как правило, очень невелики по сравнению с совокупными издержками общества на выделение данной информации из окружающего мира и ее знаковую фиксацию.

Таким образом, информация бесконечно воспроизводима, не подвержена физическому износу и не уменьшается в процессе ее потребления, причем ее потребление одним экономическим агентом не препятствует ее потреблению другими (свойство неконкурентности в потреблении). Заметим, что с течением времени информация подвержена старению, моральному износу.

 

На всех этапах развития человеческого общества человек, преобразуя форму природного материала при помощи средств труда, овеществлял в них известные ему законы природы и подмеченные им закономерности развития окружающего мира. Вообще говоря, функционирование любого, даже самого простого, средства труда основано на законах определенной формы движения материи, быть может, стихийно открытых человеком. Таким образом, на всем протяжении развития человечества информация применялась людьми в качестве средства труда в процессе их целенаправленного воздействия на природный материал или продукт предшествующего процесса труда. Это означает, что информация выступает всеобщим средством труда.

Никакие средства труда, призванные сокращать и облегчать непосредственный человеческий труд, не могли бы работать и выполнять свои функции, если бы в основе их функционирования не лежали известные человеку (или, быть может, стихийно используемые им) законы природы. Поэтому средства труда выступают носителями информации не только формально (постольку, поскольку все материальные объекты суть ее носители), но и по существу: для того, чтобы объекты материального мира выступали в качестве средств труда, в них должна быть овеществлена научная информация, причем информация на уровне всеобщего, которая выражает законы определенной формы движения материи и качество которой вытекает из вещественной определенности процесса конкретного труда, в котором эти средства труда должны быть применены трудящимся индивидом.

Материально-вещные средства труда, выступающие продуктами предшествующего труда и содержащие в овеществленном виде информацию на уровне всеобщего, называются техникой. Вещественное содержание производственного процесса, выражаемое последовательностью

 

производственных операций, система которых преобразует предмет труда в его продукт, называется технологией производства или, коротко говоря, технологией. Технология позволяет достигать заранее заданного результата, выступающего продуктом труда, то есть предвидеть и обеспечивать требуемые итоги осуществляемых производственных процессов. Научные идеи, овеществленные, реализованные в новой технике и технологии, не исчезают, а сохраняют свое существование в них, вступая в процесс общественного воспроизводства не непосредственно в своей абстрактной форме, а в овеществленном (как говорят философы, в снятом) виде.

Информация на уровне всеобщего, используемая в процессе производства новой информации и овеществленная в средствах производства, называется научно-технической информацией. В дальнейшем именно этому важнейшему классу информации мы уделим наиболее пристальное внимание.

Заметим, что в современной экономической науке встречаются попытки объединить законы общественного движения научно-технической информации (technological information) и экономической информации (информации о состоянии рыночной среды — market, commercial information) и даже представить первый тип информации как частный случай второго, хотя многие авторы верно отмечают, что объединение такого рода возможно лишь в целях упрощения задачи количественного описания соответствующих процессов, качественная же природа этих типов информации остается принципиально различной.

Это различие в характере воспроизводства научно-технической и экономической информации заключается прежде всего в том, что научно-техническая информация представляет собой «фонд», является кумулятивной величиной, растущей пропорционально уже имеющемуся ее объему, в то время как экономическая информация отражает «мгновенный срез» состояния

 

экономической системы и потому в подавляющей своей части является «потоком», не подверженным действию кумулятивного эффекта. Данное обстоятельство, тем не менее, не отменяет возможностей, во-первых, выделения трендов, во-вторых, изучения законов изменения и, в-третьих, прогнозирования динамики некоторых экономических параметров, например, цен или валютных курсов, представляющих собой классические примеры некумулятивных величин.

Информационная экономика (экономика информационного производства) — это область современной экономической науки, изучающая экономические процессы производства, общественного движения и применения научно-технической информации, а также экономические законы, которым подчиняется динамика этих процессов.

Информационное производство проникает во все отрасли хозяйства и во все моменты процесса жизнедеятельности людей. Научные исследования сегодня не должны рассматриваться как нечто внешнее по отношению к процессу материального производства — напротив, сегодня они составляют органически необходимый "нулевой цикл" производства, предшествующий созданию практически каждого продукта. Информация стала ведущей производительной силой современного общества, поскольку информационное производство определяет пути и темпы развития экономических систем, диктует характер технических, организационных и структурных изменений.

Функционирование информации в качестве всеобщей, универсальной производительной силы современного общества ставит перед экономической наукой вопрос о том, как отражается производство информации и ее потребление в производственных процессах на типе и характере экономического роста.

 

 

Современные экономические системы знают три принципиально различных вида технологий, предопределяющих различия между тремя технологическими способами производства. Это аграрные, индустриальные и информационные технологии. При этом в рамках аграрных технологий, основанных на применении простейших механических орудий труда, а также на использовании энергии Солнца и росте живых организмов, решающим методом производства выступает перемещение вещества. В рамках индустриальных технологий, где ключевым средством труда является трехзвенная машина, решающий метод — перемещение энергии. Наконец, в рамках информационных технологий, где четырехзвенная машина снабжена управляющим устройством, решающую роль играет перемещение информации.

Перемещение вещества соответствует экстенсивному типу экономического роста: для того, чтобы получить вдвое больший результат, нужно переместить вдвое больше вещества. Перемещение энергии порождает интенсивный тип экономического роста: оно позволяет экономить усилия по непосредственному перемещению вещества. Наконец, перемещение информации как ведущий метод производства характеризует новый, информационный, тип экономического роста, не сводимый ни к какой комбинации экстенсивного и интенсивного типов.

Характерная отличительная черта данного типа роста состоит в том, что потребление научно-технической информации в системе общественного производства, в отличие от потребления вещества и энергии, снижает энтропию и повышает организованность, упорядоченность среды, в которой осуществляется производственный процесс. Именно поэтому компьютер как орудие труда, как машина для обработки информации, может рассматриваться как диалектическое отрицание всех предшествующих орудий труда, предназначенных для обработки вещества и энергии.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика»