Контрольная работа по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Я росла в семье военных, тема армии и обороны нашей страны меня интересовала всегда. Поскольку военно-промышленный комплекс представляет собой особый компонент экономики России, который оказывает ярко выраженное влияние на развитие промышленности страны, включает органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники - обсуждение этой темы актуально во все времена.

Содержание

ВПК. Понятие, сущность, структура………...…………………………
1.1 Определение ВПК………………………………………………………………...
1.2 Структура ВПК…………………………………………………………………
1.3 Отрасли ВПК. Особенности их размещения

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная микроэкономика.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Для России военная промышленность выполняет не только функцию обеспечения вооружением и военной техникой Вооруженных Сил - это также и отрасль, направленная на экспорт. В сложившейся экономической ситуации в России в целом и в военно-промышленном комплексе в том числе коммерческая сторона экспорта оружия становится одной из доминирующих. В настоящее время ВПК сильно зависит от внешних рынков на свою продукцию. Основная причина в том, что российская армия закупает только половину производимого им вооружения, (но, чтобы поднять ВПК, России, возможно, не помешало бы пересмотреть свою политику, согласно которой на вооружении армии могут стоять только российские технологии), а остальное (около 5,5 млрд долл.) военная промышленность зарабатывает на зарубежных поставках. В идеале российской промышленности следует  активнее развивать международное сотрудничество, искать зарубежные инвестиции, подключаться к международным проектам. Этот процесс понемногу начинается, но пока он находится лишь в исходном состоянии. Россия действительно намерена модернизировать свою оборонную промышленность, но ей предстоит проделать в этом направлении еще долгий путь.

СОВРЕМЕННАЯ КОНВЕРСИЯ  ВПК

В настоящее  время правительство вновь возвращается к конверсии ВПК. Объем продукции  предприятий ВПК России к концу 2010 году должен вырасти на 30%, а к 2015 году – в 2,2 раза. При этом через два года доля гражданских товаров на оборонных предприятиях достигнет 53%, а через семь – 59%..

По мнению депутатов, именно сейчас «оборонка» имеет все  возможности наладить выпуск востребованных на рынке качественных товаров, предприятия ВПК уже подготовлены прошлой волной к выпуску гражданской продукции и в современных условиях смогут совмещать гражданское и военное производство.

Мнения парламентариев по этому вопросу были различными: «Независимые эксперты утверждают, что  идея конверсии безнадежна. Если заводы и выдержат увеличение производства, это окажется бесполезно: отечественный ВПК в его нынешнем состоянии просто не способен выпускать конкурентоспособные товары.

По мнению специалистов, в современных условиях перевести  военные заводы на мирные рельсы практически невозможно. Конверсия сейчас – это крайне дорогой и длительный процесс.

«Военные заводы являются узкоспециализированными  предприятиями, поэтому возможности  конверсии весьма ограничены. Но, похоже, в правительстве не знакомы с последними исследованиями эффективности конверсионных проводств» (президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов).

«Очевидно, что  продукция военных заводов вряд ли будет востребована на рынке, если не брать, например, космические ракеты для коммерческих запусков.

И в целом  в современных условиях в 99% случаев  невозможно создать высокотехнологичное  конверсионное производство, это  подтвержденный факт. Гораздо проще  рядом с военным предприятием построить профильный гражданский  завод и начать производство с нуля.

«Предприятия  ВПК уже пережили эпоху конверсии, перестройки их производственных мощностей  под выпуск гражданской продукции, –заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. – Поэтому нельзя назвать планы правительства объявлением новой конверсии. Это не значит, что мы намереваемся выпускать поварешки вместо оружия. Наравне с вооружением на оборонных заводах будут выпускаться современные гражданские товары. Причем нет сомнений, что военные разработки и технологии, вполне могут использоваться для гражданских целей.

Это уже происходит: у нас много программ в рамках Объединенной авиастроительной корпорации, по которым предприятия ВПК планируют  выпускать, либо уже производят, гражданские  самолеты. Кроме того, сфера радиоэлектроники и производства средств связи всегда выпускала продукцию и для армии, и для рынка.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВПК

«Разрушение кооперации и технологических связей между  предприятиями ВПК, отсутствие оборотных  средств, неэффективность менеджмента привели к тому, что ВПК в начале 1990-х годов как единый научный и производственный организм практически перестал существовать. Стала очевидна необходимость оптимизации предприятий промышленности и объединения их в вертикально-интегрируемые структуры. Эта реорганизация позволяет создать эффективную систему управления ВПК, сконцентрировать финансовые ресурсы, организовать кооперацию между производителями комплектующих изделий, обеспечить сбыт финальной продукции по максимальным ценам и сохранить контроль государства за отраслью. Такие холдинги уже появились. Их не так много, как хотелось бы, но они успешно функционируют.

Указом президента России В. В. Путина от 20 февраля 2006 года № 140  была создана «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), которая объединила наших крупнейших производителей авиационной техники, в том числе военного назначения – ФГУП «МиГ», ОАО «Сухой» и др. Выполнение Указа президента по созданию ОАК предполагает решение еще одной острой проблемы. При создании холдинговой структуры необходимо дать возможность заключать самостоятельные контракты с зарубежными покупателями и дочерним предприятиям, которые стали таковыми после вхождения в состав холдинга по решению президента и ранее обладали указанными правами. Логично, что производитель боевых машин их реализует, а головные структуры холдинга при этом осуществляют управление и контроль. Эта сфера сейчас жестко регламентируется: решение о предоставлении организациям права на осуществление деятельности в сфере ВТС в отношении продукции военного назначения и о лишении такого права принимается лично президентом страны по представлению правительства на основании соответствующей лицензии.

Холдинги формируются  АО, контрольный пакет акций которых  принадлежит государству.

При этом, имея собственные контракты с зарубежными  покупателями, указанные дочерние предприятия  имеют возможность сохранить  контракты, которые уже были заключены  или могут быть подписаны в  дальнейшем. В России успешно формируются  военно-промышленные холдинги.

В системе ПВО  эта структура уже существует – «Алмаз-Антей». В авиастроении – ОАК. Создается холдинг в  судостроении. Готовится решение  по образованию аналогичной структуры  в сфере радиоэлектроники и других отраслях оборонной промышленности. На первом этапе предполагается создать около 17 таких структур.

Из-за создания холдингов, в которых дочерние предприятия  могут иметь иностранный капитал (не более 25%), создаются предпосылки  для утечки сведений, содержащих государственную  тайну, это ложь и передергивание фактов. В соответствии с законом о государственной тайне, в советы директоров и другие органы управления стратегических предприятий допускаются люди, имеющие допуск к секретной информации. Последний оформляется компетентными органами, и возможность предоставления допуска иностранным юридическим и физическим лицам к секретной информации исключена. Без допуска попасть в органы управления предприятия даже при наличии какого-то пакета акций не возможно, соответственно, и каналов утечки гостайны не существует. При жесточайшем контроле, когда разрешение на деятельность в сфере ВТС дается лично президентом, нет оснований утверждать, что при этом могут быть ущемлены интересы государства. К сожалению, в России до сих пор нет законодательства о холдингах. Но когда, например, «Сухой» или «МиГ» были «сами по себе», то уже кооперировались с промышленными структурами, дочерние предприятия которых по факту имели иностранных акционеров. Иностранцы были и раньше, но никогда не контролировали процесс. Как раз созданием холдинговой структуры снижается доля и возможность влияния иностранного капитала в системе ВТС, усиливая при этом контрольную функцию государства.

Сегодня резко  возросли задачи промышленности по реализации Государственной программы вооружения, которая принимается на 2007-2015 годы.

У государства  уже сформировался «портфель  заказов» для торговли на международном  рынке вооружений, от которого отказываться нецелесообразно.

Девяностые  годы, когда были утрачены возможности  для развития ВПК, привели к потере технологий и производственного потенциала. Ушли лучшие кадры, развалилась оборонная наука. Но с 2000 г. в сферах, связанных с обороной и безопасностью государства, наметился серьезный перелом, начали активно выходить на мировые рынки, прежде всего Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и др. государств. Потихоньку стали отвоевывать былые позиции по основным рынкам вооружений – авиатехники, кораблестроения, систем ПВО и обычных вооружений. Это происходило одновременно со структурным изменением ВПК, что потребовало совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей этот специфический и тонкий процесс. На самом деле, торговлю оружием нельзя воспринимать просто как бизнес или развитие промышленности государства-продавца. Продажа вооружений и военной техники – элемент внешней политики государства. В 2006 г. Россия достигла исторического максимума по продажам оружия на сумму более $6 млрд. в год. Потенциальный «портфель заказов» до 2009 г. составляет более $20 миллиардов. Эта сумма заложена в конкретных контрактах, действующих, переходящих и тех, которые мы можем заключить в ближайшее время.

С советского периода  был создан задел для создания новейших машин в авиации, танко  и кораблестроении. В 1990-х годах  стояла задача сохранить наработанный потенциал, в том числе за счет международных контрактов, для того чтобы при появлении возможности у государства начать производство серийных образцов вооружения и военной техники для нужд обороны и безопасности государства. В какой-то степени эта задача была решена. В авиации нас выручили китайские контракты, по системам ПВО – арабские, потому что, производя эти системы вооружения для них, мы поддерживали в работоспособном состоянии свой ВПК. Сейчас начинается серийное переоснащение Вооруженных сил.

Но те, же танки  Т-90 и другие системы вооружения не всегда востребованы в таком, же количестве для нужд наших Вооруженных сил. План военного строительства России отличается от аналогичных задач других государств, потому что Россия имеет ядерное оружие. Соответственно концепция обеспечения обороны и безопасности нашего государства иная. Государственная программа вооружения предусматривает закупку новейшей техники для наших ВС. В ближайший период предстоит сбалансировать возможности нашей промышленности под внутренние потребности, оставаясь при этом крупнейшим игроком на международном рынке вооружений.

Новейших систем вооружения, в настоящее время  принципиально отличаться от тех, которые  были в 90-е годы. Трудно предположить бой противоборствующих танковых армий  в современной войне, в которой потенциально может участвовать Россия. Но это не значит, что нам не нужны танки. Просто они требуются в таком количестве при соответствующих функциональных возможностях, при которых будет комплексно решаться любая военная задача с учетом всех возможностей наших Вооруженных сил. Мы ни от чего не отказываемся и можем обеспечивать себя всем необходимым. Поставки за рубеж идут не в ущерб обороноспособности страны.

Наша новейшая авиатехника поступает в Китай. Не получается ли так, что Россия вольно или невольно вооружает и повышает боевую мощь своих вероятных и потенциальных противников?

Надо понимать, что  Россия не является эксклюзивными мировыми поставщиками систем вооружения и военной  техники. Безусловно, если бы мы не заняли эту нишу, это с удовольствием сделали бы американцы, французы, англичане и другие производители. Здесь двусмысленности быть не может: не продаем мы – значит, продают другие. Более того, когда закупаются наши системы, государство-покупатель в значительной степени попадает от нас в определенную зависимость, потому что дальнейшая модернизация, сервисное и кадровое обеспечение техники напрямую зависит от РФ. Мы обречены, быть больше партнерами, чем противниками. Партнерство с Китаем нужно оценивать сквозь призму долгосрочного сотрудничества и взаимовыгодного интереса. Мы должны сделать экономически нецелесообразным любой потенциальный конфликт. Военно-техническое сотрудничество вносит в это достойный вклад».

        На сегодняшний день основными покупателями российского вооружения являются Китай и Индия. На индийском рынке российский ВПК конкурирует с иностранными, прежде всего американскими корпорациями. За счет более низких цен и готовности продавать технологии и лицензии на производство своей продукции российской «оборонке» удается заключать с Индией многомиллиардные контракты. На индийском рынке Россия приобретает опыт конкуренции в высокотехнологичном сегменте рынка, что положительно сказывается на всей ее экономике.

Некоторые виды гражданского оружия Россия поставляет на экспорт в США и Италию, также  крупнейшими заказчиками являются Казахстан, Украина и Пакистан.

       Из источников РИА Новости на примере компании «Ижмаш» следует, что экспорт оружия только этой компании увеличился в 12 раз за два года.

"За 9 месяцев 2012 года объем экспорта гражданского оружия "Ижмаша" по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 60% и составил 483,7 млн рублей; за 9 месяцев 2012 года "Ижмаш" поставил на экспорт оружия на сумму, в 12 раз превышающую показатель того же периода 2010 года", — сказал временно исполняющий обязанности генерального директора предприятия Александр Косов.

      В последнее время меры, принятые Правительством РФ позволили приостановить негативные тенденции в военно-промышленном комплексе. В ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Делается упор на развитие стратегических ядерных сил, внимание к развитию ракетно-космической и атомной промышленности, а также к военному самолето- и кораблестроению. Соответствующее развитие предполагается в смежных отраслях, производящих комплектующие первой группы. Но впереди еще очень трудные задачи, главные из которых: не потерять научные школы, работающие на оборону, сохранить передовые технологии, привлечь квалифицированные кадры, направить усилия на наиболее перспективные военно-технические программы XXI века. Восставшей из нынешнего хаоса России обязательно потребуется и современная по меркам будущего дня армия, и способная вооружать ее отечественная военная промышленность. Перспективы развития наукоемкого производства будут определяться интенсивностью спроса в отраслях, потребляющих его продукцию, и соответственно зависеть от положительных тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако уже очевидно, что осуществить переход на интенсивное наукоемкое производство невозможно без сильной государственной политики и поддержки. Необходима система мер по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, по организации на территории области производств по выпуску как готовой продукции, так и деталей, агрегатов, которые удовлетворяли бы требованиям и внутреннего, и внешнего рынка. Общая ориентация таких производств должна быть не на количество, а на качество продукции, ее надежность, экологичность и дизайн. Без государственной поддержки высокотехнологических производств наша страна в ближайшей перспективе утратит способность к производству наукоемкой продукции.

Информация о работе Контрольная работа по микроэкономике