Контрольная работа по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономике.docx

— 195.32 Кб (Скачать файл)

10

Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы  до приватизации. Корпоратизация средних  предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала  ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной  власти и управления и органов  местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений  этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса  о приватизации объектов и предприятий  правительство РФ, ГКИ и его  территориальные органы имели право  запретить приватизацию либо путем  преобразования предприятия в акционерное  общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое  за счет государственных источников.

В случае принятия решения  о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую»  приватизацию через аукцион или  конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых  или действующих предприятий  также приватизировалось через  аукцион. Предприятия-должники оставлялись  до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий  должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие формы приватизации:

 

11

- закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности;

- льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;

- выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды; продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе;

-  продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.

Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто  без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы  управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам  по защите окружающей среды, механизмы  обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны (из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными), взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объёмы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

 

 

 

 

12

    1. Современные цели и направления

Несмотря на то, что в  результате массовой приватизации большинство  предприятий в области стали  частными, достигнуть желаемых результатов  при приватизации государственных  предприятий не удалось:

- не сформирован широкий  слой эффективных частных собственников; 
-   структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

- привлеченных в процессе  приватизации инвестиций явно  недостаточно для производственного,  технологического и социального  развития предприятий.

Поэтому назрела необходимость  пересмотра приоритетов государственной  политики в области приватизации.

В настоящее время целями основных направлений приватизации федерального имущества являются:

-  формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

-  повышение эффективности деятельности предприятий;

-  создание конкурентной среды;

-  содействие демонополизации экономики;

-  привлечение иностранных инвестиций;

-  социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

-  обеспечение приватизации  федерального имущества, которое  не используется для обеспечения  функций и задач государства;

 

13

-  обеспечение поэтапного  сокращения числа федеральных  государственных унитарных предприятий;

-   проведение структурных  преобразований в соответствующих  отраслях экономики;

-   формирование доходов  федерального бюджета.

Для достижения поставленных целей необходима была разработка и  реализация новых подходов к решению  вопросов, связанных с управлением  и распоряжением государственным  имуществом. Такие подходы нашли  отражение в новой Концепции  управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, разработанной Министерством государственного имущества Российской Федерации  и одобренной постановлением Правительства  Российской Федерации от 09.09.99 N 1024. 
Главной целью государственной политики в области приватизации является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач: 
- создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

- вовлечение в гражданский  оборот максимального количества  объектов государственной собственности,  оптимизация структуры государственной 

собственности, включая структуру  участия области в хозяйственных  товариществах и обществах;

- привлечение инвестиций  в реальный сектор экономики,  прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном  развитии областных предприятий,  готовых взять на себя обязательства  по реализации 

14

 

инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;

- создание широкого слоя  эффективных собственников, ориентированных  на долгосрочное развитие предприятий,  насыщение отечественной продукцией  российского рынка и ее продвижение  на мировой рынок, расширение  производства и создание новых  рабочих мест; 
- обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

- восстановление активного  функционирования фондового рынка; 
-рациональное пополнение доходной части бюджета; 
усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования  государственного имущества, безусловная  реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированноеполучение средствот приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

15

2.3. Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов  приватизации необходимо учитывать  экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая  приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула  бесконтрольная приватизация, когда  государственная собственность  практически без нарушения закона стала просто передаваться частным  лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный секторэкономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

На практике приватизация государственной собственности  в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного  планирования, частные монополии, которые  заменили централизованное планирование государства.

Характерной особенностью разгосударствления в России является

 

16

массовый характер и продажа  государственной собственности  по минимальным ценам.

Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том  числе и Восточной Европы, то для  России следует применять следующую  модель:

-  акции может купить практически любой человек данной страны.

-  приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.

-  государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.

-  соблюдение и контроль законов.

-  системное повышение конкурентоспособности предприятий.

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая  приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта  других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому  главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с  кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей

17

реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился.

Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов  приватизируемых предприятий, что  приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению  федеральным бюджетом средств за проданное имущество. Это видно из рисунка 1.

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость  отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность  деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

Приватизация выявила  массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданиюузкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая  эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства

 

18

слоев населения и принцип  равенства граждан при осуществлении  массовой

приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества. В таблице 1 представлены средние показатели уровня жизни населения.

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан  России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая  живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые  постепенно увеличивают средний  класс страны.

Предоставление сотрудникам  организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в  особенности высокодоходных, связанных  с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность.цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких  предприятий и резкому падению  уровня жизни остальных слоев  населения, не связанных с данными  производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий  тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

 

19

Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения  не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Информация о работе Контрольная работа по экономике