Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 08:57, контрольная работа
Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Социальная сущность труда и его правовое обеспечение в части правовых гарантий и социальной защищенности работников, закрепленных в Кодексе законов о труде, — наиболее важный аспект экономики труда.
Плодотворный и эффективный труд предполагает использование услуг высококвалифицированного работника, владеющего теоретическими знаниями и практическим опытом для выполнения конкретной работы. В этой связи экономика труда тесно взаимодействует со специальной отраслью педагогической науки — педагогикой труда, используя ее выводы и рекомендации относительно форм и методов обучения рабочих, специалистов, руководителей, повышения их квалификации и переподготовки непосредственно на предприятиях и учебных базах, разрабатывающих и производящих новую технику и средства программного обеспечения, а также в специальных высших и средних учебных заведениях и ведущих образовательных центрах.
Экономика труда использует выводы технологии и организации трудовой деятельности, особенно в условиях современных автоматизированных производств развития и внедрения компьютерных технологий в процессы управления производством. В то же время экономика труда определяет приоритетные направления совершенствования трудовых процессов на базе автоматизации сфер деятельности в целях сокращения непривлекательного и ручного труда, обеспечения снижения трудоемкости и повышения качества продукции.
Таким образом, взаимосвязь экономики труда с другими науками проявляется в том, что, с одной стороны, она является методологической основой их развития, определяя основные принципы, методы, приоритетные направления научных изысканий, а с другой стороны, использует рекомендации специальных отраслей наук, развивающих трудовую теорию в целях рационального использования труда в обществе и повышения его эффективности.
Объектом изучения экономики труда является труд, т. е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни проблемы труда глубоко социализированы. Чтобы добиться высоких результатов труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Предметом экономики труда являются не только трудовые экономические отношения, но и социально-экономические, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Поэтому правомерно говорить о социально-трудовых отношений как о предмете экономики труда.
Экономика труда как наука развивалась параллельно в странах Запада и в России. Однако предмет исследования существенно различался. В странах Запада подробно изучались проблемы рынка труда, кривые спроса и предложения, состояние занятости и безработицы, различные факторы, влияющие на оплату труда. В России многолетние исследования охватывали проблемы трудовых отношений непосредственно на производстве: организация и нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом отсутствовало классическое понимание рынка труда, заработная плата не рассматривалась как рыночная категория.
В настоящее время основной категорией экономики труда является эффективность труда, т. е. соотношение между его затратами и результатами.
Задачи дисциплины «Экономика труда»:
- исследование
социально-трудовых отношений, рынка
труда, занятости, механизма, регулирующего
и обеспечивающего развитие
- формирование
экономических условий для
- определение
принципов управления
Методология (от гр. logos — понятие, учение) имеет два значения: I) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Применительно к первому
значению сущность методологии
экономики труда заключается
в изучении важнейших научных
положений, обусловленных объективными
законами развития
В этой связи можно
выделить три важнейших
Во-первых, следует признать, что наиболее объективным общим научным методом познания развития общественного труда и его преобразований на пути к рынку являются диалектический метод и его важнейшие положения, обязывающие рассматривать все экономические и социальные аспекты труда во взаимосвязи и взаимообусловленности, в движении, изменении, обновлении и развитии; учитывать превращение простейших количественных изменений в коренные качественные; рассматривать борьбу между старым и новым устройством отношений в сфере труда с учетом свойственных ей внутренних противоречий.
Во-вторых, при изучении
сущности и трансформации
В-третьих, теоретической основой
для выработки российской
Методология как совокупность методов, применяемых в исследовании процессов рынка труда и элементов его организации, выполняет как бы связующую роль между теорией и практикой (рис. 2) и является необходимым звеном, с помощью которого законы общественного и экономического развития реализуются в государственной и кадровой политике и в практической деятельности на определенном этапе развития рынка труда и социально-трудовых отношений.
Методология как совокупность методов, используемых в экономике труда, опирается на совокупность российских государственных законов “О труде”, “О занятости”, “О социальном партнерстве” и др.; на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых процессов и явлений (формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.).
На основе изложенного можем сформулировать следующее определение методологии и ее роли в изучении экономики труда: методология — это совокупность общих приемов и методов исследования состояния организации общественного труда и выработки решений по повышению производительности труда, совершенствованию нормирования и оплаты труда, а также по перестройке процессов в области управления трудовым потенциалом, регулирования рынка труда.
Выработка стратегии
Рис. 2. Роль методологии в исследовании и регулировании труда
Методы сбора информации.
1.Выборка - наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методологический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект небольшой и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождественен генеральной совокупности. Генеральная совокупность- совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования.
Но
часто сложное исследование
2. Анализ документов - этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
3.Наблюдение - в социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В
наблюдении заложена
4.Опрос - методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы проводятся, как правило, методами интервьюирования и анкетирования.
В основе интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще всего социологи проводят интервью на основе заранее приготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Информация о работе Контрольная работа по экономике и социологии труда