Контрольная работа .стратегич.планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. То есть планирование, как вид практической деятельности, состоит в разработке решений, которые направлены на поддержание эффективного функционирования объекта управления в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющейся внешней среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегич.планирование.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

2) школа дизайна  утверждает определенную абстрагированность  или даже независимость мышления от действия, полагает формирование стратегии процессом не столько обучения, сколько осмысления. Это вытекает из того, что создание стратегии является продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются исключительно в ходе мыслительного процесса. Таким образом, разрабатывают стратегии одни люди, а реализуют их другие.

Школа планирования возникла в 1965 после с публикации трудов нашего соотечественника Игоря Ансоффа; период ее расцвета пришелся на 1970-е, характеризующиеся активным обсуждением темы стратегического планирования в научной среде.

Основная модель (рис. 2) школы планирования включает в себя разработку обширных процедур, призванных разъяснять и там, где это возможно, количественно представлять цели организации.

После определения задач  наступает этап оценки внешних и  внутренних условий организации, то есть аудит. Главный элемент аудита внешней среды – ряд прогнозов  о ее будущем состоянии: в случае невозможности отслеживания результатов  реализации стратегии, контроля над средой невозможно и прогнозирование – а значит, планирование становится бессмысленным. Для того чтобы учесть все мыслимые факторы внешней среды приверженцы школы планирования составляли огромные таблицы и разрабатывали многочисленные методы. На стадии внутреннего аудита оценка сильных и слабых сторон также производилась с помощью формализации данных в виде таблиц. Далее следовала стадия оценки стратегии: расчет прибыльности инвестиций, оценка конкурентных стратегий, анализ рисков, стоимостная кривая. Затем происходит операционализация стратегии, причем для успешной реализации стратегия разбивается на субстратегии, что влечет за собой установку различных уровней с разными временными перспективами. На вершине пирамиды – всесторонние долгосрочные стратегические планы (как правило, пятилетние), под ними среднесрочные, а еще ниже – краткосрочные (годовые) операционные планы. Параллельно иерархии планирования существует иерархия задач, иерархия бюджетов, иерархия подстратегий (корпоративных, коммерческих и функциональных позиций) и иерархия программ действия. Наконец, все названные виды работ – задачи, бюджеты, стратегии, программы – сводятся в систему операционных планов, которую называют «мастер-планом». Ответственность за принципиальную сторону всего стратегического процесса возлагается на высшее руководство компании; ответственность за практическую сторону ложится на кадровых плановиков.

 

Рисунок 2 –  Основная модель стратегического планирования

 

Среди достижений школы планирования следует упомянуть такие методы как сценарное планирование (создание перекрывающих все возможные варианты развития событий сценариев) и стратегический контроль (постоянная нацеленность организации на выполнение стратегических задач). Стратегическое планирование предполагает, что организация должна либо предвидеть изменения окружающей среды, либо контролировать их. Иначе жесткий курс движения теряет смысл.

Исходными положениями школы  планирования выступают:

1) стратегия  есть результат контролируемого,  осознанного процесса формального  планирования, разбиваемого на отдельные  шаги, схематически изображенные  в виде контрольных таблиц  и поддерживаемые соответствующими  методами;

2) ответственность  за принципиальную сторону всего стратегического процесса возлагается на высшее руководство компании, ответственность за практическую сторону — на кадровых плановиков;

3) при завершении  процесса стратегии предстают  полностью готовыми только тогда,  когда четко видны их практические приложения.

Основными недостатками школы планирования, обуславливающими отказ организаций использовать рекомендации данной школы в своей  практической деятельности, являются:

  1. школа планирования, используя тот же принцип, что и школа дизайна, применяет более формальный подход и рассматривает процесс реализации модели слишком формально. Стратегия реализуется почти автоматически. В процессе реализации стратегии менеджер действует по предложенной ему схеме. Если он в это время и думает, то только о том, чтобы лучше реализовать рекомендации стратегии и потому теряет гибкость в своих действиях.

В итоге данная концепция плохо соответствует  требованиям новой быстро изменяющейся экономики4, поскольку чрезмерная увлеченность внутренними процедурами наносит ущерб собственно выбору стратегии и стратегическому творчеству, так как не допускает ни создания стратегии в реальном масштабе времени, ни стратегического творчества, выходящего за рамки типовой схемы;

2) общая идея  стратегии часто может выбираться  второпях, зато потом единственный (но не лучший) вариант будет тщательно прорабатываться;

3) стратегические  планы плохо воспринимались как  отдельными руководителями, так  и менеджерами среднего звена,  что было обусловлено как недостаточной  теоретической подготовкой менеджеров, так и большим объемом информации, необходимой при управлении процессом реализации стратегии;

4) большое значение  играет также психологический  фактор, связанный с переходом  возможности влияния на процессы  от менеджеров высшего и среднего звена к кадровым плановикам;

5) разработка  стратегии и ее внедрение осуществляются разными людьми;

6) стратегия  планирования много времени и  ресурсов уделяет вопросам слияния,  приобретения и продажи, что  тормозит развитие основного бизнеса;

7) разрабатывать  достаточно надежные (с допустимой точностью +/–20%) прогнозы на будущее можно только в условиях стабильно развивающейся экономики, в противном случае точность прогнозов становится недостаточной для разработки правильных планов.

Основные особенности  данных школ5 можно представить в виде таблицы 2.

Основные особенности  школы дизайна и школы планирования. Таблица 2

Модели двух описанных школ весьма похожи по своим  исходным положениям, базируясь на анализе внутренних и внешних возможностей организации — ее сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.

Единственным  принципиальным отличием школы планирования от школы дизайна является то, что  простая неформальная модель школы  дизайна превращается в рамках школы  планирования в строго определенную последовательность шагов, почти на грани автоматизма6: стратегия здесь является результатом контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изображенного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Проведите сравнительный анализ Концепции долгосрочного социально-экономического Развития Российской Федерации до 2020 года и какой-либо региональной стратегии (стратегии субъекта РФ) по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы.

 

 

Характеристики

РФ (Концепция  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года)

Субъект РФ (Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года)

1. Цель разработки

Определение путей и способов 
обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной 
безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Определение путей  и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2025 года).

2. Стратегическая цель

Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В  
2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

3. Основной сценарий, заложенный в Стратегии

Инновационный сценарий предусматривает:

  • развитие и реализацию сравнительных преимуществ экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;
  • интенсивное инновационное обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;
  • развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • интенсивное повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
  • интеграцию евро-азиатского экономического пространства.

Сценарий развития области предусматривает:

- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;

- модернизацию инфраструктурных  отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

- масштабное технологическое обновление  и модернизацию производств;

- развитие новых секторов экономики,  обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами области;

- развитие сектора современных  рыночных услуг, внедрение современных  стандартов обслуживания в более  качественных платных услугах;

- ускоренное развитие экономических  институтов, определяющих защиту  прав собственности, усиление  конкурентности рынков, снижение  инвестиционных и предпринимательских  рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования благодаря росту спроса на качественную рабочую силу;

- модернизацию социальных услуг,  создание высокотехнологичных медицинских  центров в Южно-Сахалинске;

- формирование полноценного рынка  жилья и существенный рост  инвестиций населения в жилищное  строительство.

4. Численность  населения

При сохранении негативных тенденций численность  населения может 
снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек в 
2020 году.

Необходимым является обеспечение стабилизации численности  населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек.

На 01 января 2011 года численность населения составила 506,4 тыс. человек и за 2010 год сократилась на 4,5 тыс. человек, или на 0,7%, в том числе за счет естественной убыли - на 1,3 тыс. человек, миграционного оттока - на 3,2 тыс. человек.

5. Средняя продолжительность жизни, лет

По данным 2009 года продолжительность жизни составляет более 69 лет, к 2025 планируется создание условий для повышения увелечения средней продолжительности жизни до 75 лет.

Средняя продолжительность  жизни мужчин области составляет 58,6 года, на 13,2 года меньше, чем у женщин.

6. Эффективность  экономики

Внешнеторговый  оборот в 2007 году составил 45 процентов валового внутреннего продукта. Последние 5 лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107 процентов и 104,6 процента соответственно).

Российская  экономика не только останется мировым  лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и  создаст конкурентоспособную экономику  знаний и высоких технологий. Темпы роста экономики до 2020 года составят 106,5 процента в год.

На начало 2010 года в экономике Сахалинской области было накоплено иностранных инвестиций на сумму 24,2 млрд. долларов США.

7. Промышленное  производство, среднегодовой прирост

5,7 – 2008-2010гг., 5,3 –  до 2020г., 5,1 – до 2015г.

-

8. Доля высокотехнологичного сектора экономики, %

Доля экономики  знаний и высокотехнологичного сектора  в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов).

-

9. Ср. мес. заработная  плата, руб.

Ежегодный рост заработной платы в 2011 - 2020 годах составит 7,6 - 9,7 процента, в целом в экономике к 2020 году она возрастет по сравнению с 2007 годом в 3,3 раза.

-

С др. источников: состоянием на 2008 г. Ср. мес. заработная плата составляла 28,7 тыс.руб.

10. Доля среднего  класса, в % от общей численности населения

Доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым  доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также лица, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность  регулярного отдыха за границей) повышается с 30 процентов населения в 2010 году (около 18 процентов в 2006 году) до 52 - 55 процентов в 2020 году.

-

11. средний уровень  обеспеченности жильем

25 - 27 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 28 - 35 кв.м - к 2020 году

Уровень обеспеченности жильем населения  Сахалинской области к  
2025 году составит 22,8 кв. метра на человека.

12. Инфляция  среднегодовая, прирост цен, процентов

Темпы роста  потребительских цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента, в 2020 году - 103 процента.

-


 

Выводы: проанализировав оба документа, можно сделать вывод, что сценарии развития имеют много общего, но сценарий Сахалинской области опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики региона, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Негативным  моментом является отсутствие многих важных показателей в документе  «Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года», в связи с чем невозможно произвести полное сравнение. Следует отметить, что те показатели, которые присутствуют в обоих документах близки по своим значениям. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» указаны как внешние, так и внутренние задачи и  цели, которые должна достичь и реализовать РФ. В целом в документах описаны пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было рассмотрено  два вопроса. После рассмотрения первого из них можно сделать вывод, что они имеют как достоинства, так и недостатки. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому не имеет смысла пытаться сортировать школы планирования по их степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее изучить их и научиться применять на практике.

Рассмотрение  второго вопроса дает возможность  проанализировать развитие страны в  целом и ее регионов, а также  понять, что в развитие страны идет быстрыми темпами. Разработанные концепции и стратегии направлены на осуществление работы по улучшению благосостояния граждан и страны в целом.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / МЭРТ РФ, 2008.
  2. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. Url: http://www.admsakhalin.ru/ehkonomika/strategija-razvitija-sakhalinskoi-oblasti/. – Загл. С экрана
  3. Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 296 с.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2004. - 569с.
  5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник — 2-е изд. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. — 464 с.
  6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: Экономистъ, 2005. — 416 с.
  7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 432 с.
  8. Котельников В.Ю. Ten3: Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с.
  9. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 623 с.
  10. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. — 288 с.
  11. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 236 с.
  12. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  13. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.
  14. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. — 511 с.
  15. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

 

1 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник — 2-е изд. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. — 464 с.

2 Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 623 с.

3 Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

4 Котельников В.Ю. Ten3: Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с.

5 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 236 с.

6 Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -296 с.




Информация о работе Контрольная работа .стратегич.планирование