Концепция внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:34, доклад

Краткое описание

Задача этой главы состоит в том, чтобы показать, что правила (либо их отсутствие), которые определяют права собственности, влияют на эффективность размещения ресурсов посредством формирования соответствующих стимулов экономических агентов. Другая сторона того же вопроса сопряжена с объяснением взаимосвязи трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов. Решение данного вопроса предполагает использование ключевой для экономической теории прав собственности категории внешних эффектов. Вот почему первая часть темы будет посвящена детальному анализу проблемы внешних эффектов

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция внешних эффектов.docx

— 20.03 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт – Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики»

Старорусский  филиал

 

Институт Региональной экономики и управления

Направление 080100«Экономика »

 

Доклад

 

по дисциплине: Институциональная экономика

на тему: «Концепция внешних эффектов»

 

 

 

                                                               Выполнила:

                                                                              Студентка  1 курса

                                                                             Очного отделения

                                                                                        Специальность 080100

                                                                      Смурова И.Н.

                                                                    Проверила: Громова Н.М.

                                  

г. Старая Русса, 2013г.

 

Альтернативные  режимы собственности

Задача этой главы состоит  в том, чтобы показать, что правила (либо их отсутствие), которые определяют права собственности, влияют на эффективность  размещения ресурсов посредством формирования соответствующих стимулов экономических  агентов. Другая сторона того же вопроса  сопряжена с объяснением взаимосвязи  трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов. Решение данного вопроса предполагает использование ключевой для экономической теории прав собственности категории внешних эффектов. Вот почему первая часть темы будет посвящена детальному анализу проблемы внешних эффектов.

Концепция внешних эффектов — неотъемлемая часть не только современной теории благосостояния, но и новой институциональной  экономической теории. Проблема возникновения  и интернетизации внешних эффектов является центральной в экономической теории прав собственности как одной из исследовательских подпрограмм в рамках новой институциональной экономической теории. Через призму внешних эффектов можно изучать как условия возникновения исключительных прав собственности, так и обстоятельства, обусловливающие сохранение режима свободного доступа.

Внешние эффекты  и теорема Коуза

Определение и  классификации внешних эффектов. В неоклассической экономической теории внешние эффекты рассматриваются как следствие или форма проявления провала рынка, или механизма цен. Отсюда их определение: внешние эффекты — полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен. Вместе с тем рассмотрение различных форм координации действий экономических агентов, которые обладают как сравнительными преимуществами, так и изъянами показывает, что включение в определение понятия цены необязательно, так как возможны другие способы учета выгод и издержек (в неценовых компонентах контрактов). Вот почему более общим определением понятия внешнего эффекта следует считать следующее:

Внешние эффекты  — величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифированы) в условиях контрактов.

Внешние эффекты создают  тем самым различие, с одной  стороны, между общественными выгодами и частными выгодами (для позитивных внешних эффектов), с другой стороны, между частными и общественными  издержками (для отрицательных внешних  эффектов).

Воспользуемся тем, что изначально понимание внешнего эффекта было тесно связано с провалами  рынка. Рынок принято рассматривать  в неоклассической экономической  теории как обеспечивающий формирование цен механизм, отвечающий за размещение ресурсов и эффективное их использование. Одновременно относительные цены являются источником информации для экономических агентов, принимающих решения. Поскольку предполагается, что внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в системе цен, то это свидетельствует о нарушении принципа оптимальности размещения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании (относительно условий Парето-оптимальности). Иными словами, внешние эффекты отражают недоиспользование теоретически возможных выгод от добровольного обмена, что сопряжено с ненулевыми трансакционными издержками.

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выражается в многообразии возникающих внешних  эффектов. Они могут классифицироваться по целому ряду критериев.

Первый критерий фактически уже был обозначен — это  «знак» внешних эффектов. В соответствии с ним следует выделять положительные  и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несет каждый из экономических агентов, использующих ограниченный ресурс, находящийся в свободном доступе. Положительный внешний эффект возникает, если, например, пчелы, являющиеся собственностью пчеловода А, опыляют во время цветения садовые деревья, правами собственности на которые обладает садовод В. Тогда садовод получает прибавку к урожаю и соответственно прибыли, не выплачивая за это компенсации пчеловоду. В результате масштабы предприятия (объем производства) пчеловода меньше общественно-эффективных. В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери, обусловливаемые потравой скотом посевов.

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут  быть потребительскими, технологическими или денежными.

Потребительская экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека.

Примером потребительской экстерналии является шумовое загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.

Технологический внешний эффект — экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.

Примерами технологической  экстерналии могут быть классические примеры с пчелами (позитивный технологических внешний эффект) и потравой посевов (отрицательный) технологический внешний эффект.

Денежный внешний  эффект — экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента.

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая  на конкурентном рынке, когда поведение  одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы. Данная ситуация может быть интерпретирована в терминах многосторонней денежной экстерналии. В условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, которая была бы единственным ориентиром для потребителей. В результате решения конкурентов в пределах тех прав, которыми они обладают, оказывают побочное влияние на величину дохода данного производителя посредством воздействия на условия спроса на товар (услугу) данного производителя.

В зависимости от того, какое  отношение возникающий внешний  эффект имеет к сторонам, заключающим  контракт по поводу обмена правами  собственности на соответствующий  товар, можно выделить внутреннюю и  внешнюю экстерналии.

Внешние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте

Внутренние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте.

Производство и потребление  множества благ сопряжено с полезным эффектом, который отвлекает только часть потребителей. Вместе с тем, возможных отрицательный (позитивный) побочный эффект может распространяться не только на потребителей данного  товара но и на более широкий круг людей, не участвующих в сделках  по поводу данного товара (услуги). Таким  образом, если для потребителей данная экстерналия является внутренней, то для других людей — внешней.


Информация о работе Концепция внешних эффектов