Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 15:29, курсовая работа
В подтверждении моих слов обратимся к статистике. Несмотря на то, что в России впервые со времен СССР рождаемость превысила смертность, растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова» |
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра финансовых и социально-экономических отношений
Дисциплина «Управление социально-трудовыми отношениями»
Курсовая работа
на тему
Выполнил: курсант 381 группы Москалева К.A | |
Проверил: доцент Якубова О.Н.
|
Санкт-Петербург
2014
Введение
Выбранная мною тема курсовой работы как никогда актуальна для нашей страны. В условиях социальной нестабильности в стране десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.
В подтверждении моих слов обратимся к статистике. Несмотря на то, что в России впервые со времен СССР рождаемость превысила смертность, растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ, МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1. государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2. всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3. социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.
Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:
оплаты труда;
пенсионного обеспечения;
образования;
здравоохранения;
культуры;
социального обслуживания;
жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.
Основными видами социального обеспечения являются:
1. пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
2. пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
3. содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
4. профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.
Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.
Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Социальная защита — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Важнейшей задачей социальной политики российского государства на современном этапе является преодоление негативных тенденций развития российского общества, стабилизация основных социально-экономических и морально-нравственных показателей его состояния. Достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни возможно путем:
а) предоставления государственных гарантий предотвращения наиболее негативных последствий стихийных бедствий, болезней, глобальных социально-экономических процессов;
б) перераспределения материальных ресурсов;
в) реализации организационных усилий по повышению уровня жизни населения с помощью налогов, финансовых механизмов, развития благотворительности;
г) повышения социальной ответственности всех субъектов социальной политики.
Развитие нормативно-правовой базы социальной защиты населения в Российской Федерации воплощается в положениях:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Федеральных законов: («Об основах обязательного социального страхования»; «О государственной социальной помощи»; «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «О социальной защите инвалидов в РФ»; «О занятости населения в РФ»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О трудовых пенсиях в РФ»; «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»; «О ветеранах»; «О занятости населения в РФ»).
Заключение
Одна из ключевых задач социальной политики и системы социальной защиты современного государства - обеспечить приемлемый для данной страны уровень жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин (демографических, экономических, психологических) оказались на «обочине» общества и не в состоянии даже на минимальном уровне обеспечить соблюдение общепринятых стандартов потребления (питаться, одеваться, проводить досуг и т.д.).
Установлено, что принципы социальной защиты в условиях социального государства могут прийти в противоречие с ключевыми экономическими ценностями рыночной экономики, в частности, эффективностью производства. С одной стороны, приоритет, отдаваемый эффективности производства, опирающийся на неограниченную конкуренцию, приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и обострению социальных противоречий. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защиты населения приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защиты и росту социального иждивенчества. Для любого государства нахождение баланса между этими противоречиями представляет серьезную проблему.
Для России на современном этапе развития главная задача государства в рамках социальной политики заключается в смягчении негативных последствий социально - экономического развития. В рамках реализации этой задачи необходимо сформировать концепцию социальной защиты населения, которая бы на практике гарантировала всем членам общества достойный уровень жизни.
Для разработки концепции социальной защиты населения целесообразно использовать следующие меры:
- выработать принципы
социальной политики
- при формировании социальной
политики опираться на
- при реформировании системы социальной защиты населения основным ее элементом сделать социальное страхование;
- в процессе реформирования
системы социальной защиты
- пересмотреть величину
и методику исчисления
Информация о работе Концепция социальной защиты населения РФ