Коньюктура рынка шоколада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 03:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование конъюнктуры рынка шоколадной продукции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные тенденции и динамику развития рынка шоколада,
• выявить факторы, влияющие на развитие данного сегмента рынка;
• дать характеристику и анализ мирового и российского рынка шоколада;
• выявить факторы, влияющие на перспективу развития рынка шоколада;

Содержание

ВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ШОКОЛАДА………………………….…..5
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ШОКОЛАДА В РОССИИ……………..………………...9
Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции…....................9
Основные игроки российского рынка шоколадной продукции……………………11
Рекламная активность производителей шоколада в России….. ………...................12
перспективы Развития рынка шоколада ………………….…………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

ГРИБОВА.docx

— 456.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«БАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(ЧИ ФГБОУ  ВПО «БГУЭП»)

Кафедра мировой экономики

 

 

Реферат

по основам  конъюнктуры на внешних рынках

по теме:

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ШОКОЛАДА

 

 

 

 

            Выполнил: студент экономического

 факультета 

группа  МЭ-08-02

А.И. Филиппова

                                                                     Проверил: д-р экон. наук, профессор

С.Н. Грибова

 

 

 

Чита, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ШОКОЛАДА………………………….…..5
  2. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ШОКОЛАДА В РОССИИ……………..………………...9
    1. Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции…....................9
    2. Основные игроки российского рынка шоколадной продукции……………………11
    3. Рекламная активность производителей шоколада в России….. ………...................12
  3. перспективы Развития рынка шоколада ………………….…………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….18

Приложение 1……………………………………………………………………………..……19

Приложение 2…………………………………………………………………………………..20

Приложение 3………………………………………………………………………………......21

Приложение 4…………………………………………………………………………………..22

Приложение 5…………………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Для шоколадной  отрасли сегодня характерна сильная  конкуренция и концентрация производства: от полиполии рынок плавно переходит к олигополии (на рынке присутствуют всего несколько крупных производителей). Если несколько лет назад, рынок пестрил разнообразными марками как отечественного, так и импортного шоколада, то сегодня, по оценкам экспертов, 96% кондитерских изделий производится на российской территории, хоть и владеют отечественными кондитерскими фабриками по большей части зарубежные инвесторы. Во всем мире шоколадный бизнес признается одним из наиболее рентабельных, именно поэтому в эту отрасль были вложены первые иностранные капиталы. Сейчас уже трудно найти успешно работающую кондитерскую фабрику, которая не имеет в структуре собственных средств иностранной доли. Не из-за этого ли российский кондитерский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся?

     В целом,  кондитерский рынок имеет ряд  своих особенностей. Специфика в  том, что, помимо влияния на  развитие отрасли общеэкономических  факторов (тарифы на перевозки,  электроэнергию, изменения в налоговой  системе), этот рынок, в отличие  от других, находится в зависимости  от дополнительных факторов. К  ним относятся мировые цены  на такую продукцию, как какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты,  не производимые в России, внешнеэкономической  политики самого государства  (таможенные тарифы, квоты, льготы).

Целью данной работы является исследование конъюнктуры рынка  шоколадной продукции. Для этого необходимо решить следующие задачи:

• изучить основные тенденции и динамику развития рынка шоколада,

• выявить факторы, влияющие на развитие данного сегмента рынка;

• дать характеристику и анализ мирового и российского рынка шоколада;

• выявить факторы, влияющие на перспективу развития рынка шоколада;

Объектом исследования служит мировой рынок шоколада и рынок России, а также ведущие компании мира, предоставляющие различные виды данного товара. Предметом исследования являются внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности шоколадных компаний на мировом рынке.

Информационную базу реферата составили аналитические и статистические материалы АЦВИ(Аналитический Центр «Видео Интернешнл), российские и зарубежные специализированные справочные издания, материалы специальных докладов и тематических обзоров. В работе использованы монографии и научно-аналитические работы ученых, специализирующихся на вопросах маркетинга в области шоколадной индустрии, материалы российской и зарубежной периодической печати, результаты анализа показателей работы ведущих компаний по производству шоколада, материалы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ШОКОЛАДА

     На  спрос   на  рынке  шоколада оказывают  влияние те же факторы, которые   влияют  на  рынки  других  товаров повседневного спроса. Точнее  говоря, это внешние и внутренние  факторы.

      На уровень  спроса на рынке шоколада оказывают  влияние  четыре  внешних фактора:

  • Стабильность общей политической  ситуации  в  Российской  Федерации.  Чем стабильнее эта ситуация,  тем  стабильнее  доходы,  которыми  располагают россияне вообще и кировчане - в частности. А чем выше  эти доходы, тем активней и те, и другие интересуются товарами повседневного спроса. К числу таких товаров относится и шоколад.
  • Налоговая политика Российской Федерации. Она затрагивает  торговлю  любым товаром. И шоколад не является исключением.
  • Таможенные условия в Российской Федерации. Они касаются  любых  импортных товаров. Импортный шоколад занимает на рынке заметное место. И потому  на рынок шоколада влияют таможенные условия.
  • Сезонность.  Зависимость  спроса  от  времени  года  свойственна  многим
  • товарным рынкам. Рынок шоколада не является исключением.  Говоря  точнее, зимой спрос на шоколад выше, чем летом.

      На характер  спроса на рынке шоколада оказывают  влияние два  внутренних фактора:

* Предпочтения ЛПР (лиц, принимающих решения) торговых точек, которые связаны с товарными группами  и наименованиями шоколада.

* Предпочтения непосредственных  потребителей, которые связаны   с  товарными группами и  наименованиями шоколада.

     Уровень потребления  шоколада в России высок, но  в целом еще далек от западноевропейского. В среднем россиянин съедает 4-5 кг шоколадных изделий в год, тогда как в небольшой Швейцарии — 10,6 кг, в Германии — 8,4 кг. Зато мы уже опередили своих восточноевропейских соседей, которые в год съедают “всего” по 2,75 кг шоколада и шоколадных конфет.

    Через несколько  лет отечественный рынок шоколада  ждет стагнация. Если в 2010 году  отечественный рынок увеличился  на 13,4%, то в 2011-м — только  на 8% и составил 622 тыс. тонн. А по данным международного агентства Euromonitor1, продажи шоколада в России в прошлом году увеличились всего на 4% — до 550 тыс. тонн, или $3,9 млрд.

      Рост рынка  шоколада за последний год  действительно имеет тенденцию  к замедлению. Несомненно, это связано  с его активным насыщением. С  одной стороны, это знак грядущей  стабилизации рынка. С другой, объемы массового потребления  шоколада в натуральном выражении  падают, население склонно покупать  шоколад реже, но более дорогой. 

      По мнению  экспертов, потенциально российский  шоколадный рынок более емкий,  чем есть на сегодняшний день, однако без соответствующей поддержки  отрасли максимального уровня  потребления шоколада в стране  достичь сложно. Активное развитие  параллельных сегментов кондитерского  рынка (печенья, тортов, вафель, мармелада,  карамели, жевательной резинки) также  является одной из причин замедления  роста. 

      Снижение  покупательной способности населения  в 90-е годы обернулось для  российской кондитерской промышленности  серьезным кризисом. Только с  2000 года здесь наметилась устойчивая  динамика развития с увеличением  объемов производства. Многим предприятиям  удалось привлечь значительные  финансовые ресурсы для модернизации  производственного оборудования  и строительства новых предприятий.  В связи с тем, что потребители  смогли платить за более качественные  и дорогие продукты, рост сегмента  последние несколько лет обеспечивали  дорогостоящие и сложные по  составу изделия. 

 Еще лет пять назад  рынок шоколадных изделий пестрил  всевозможными марками как отечественного, так и импортного шоколада. Сегодня,  по оценкам экспертов, 96% кондитерских  изделий производится на территории  России, хоть и владеют российскими  фабриками зарубежные инвесторы.  Шоколадный бизнес во всем  мире признается одним из наиболее  рентабельных, поэтому в эту отрасль активно вкладываются иностранные капиталы. Сейчас, наверное, нет ни одной успешно работающей кондитерской фабрики, не имеющей в структуре собственных средств иностранной доли. На сегодняшний момент для шоколадной отрасли характерен переход производства от полиполии к олигополии (присутствия на рынке всего несколько крупных производителей).

      В 2010 г.  производство шоколада увеличили  крупные западные игроки —  Nestle, Kraft Foods и “СладKо” (основной акционер — норвежская Orkla). В целом в России шоколадную продукцию производят около 160 фабрик. Половину рынка контролируют пять крупнейших компаний: Nestle, Mars, Kraft Foods, Cadbury и “Объединенные кондитеры”. К началу 2011 года холдингу “Объединенные кондитеры”, который владеет 3 кондитерскими фабриками в Москве (“Бабаевский”, “Красный Октябрь”, “Рот Фронт”) и 12-ю в регионах, принадлежали 15,5% кондитерского рынка (Таблица 1). Малым предприятиям остается изо всех сил бороться за место под солнцем.

     Финансовые  потрясения не властны над  мировым рынком шоколада. Его  ежегодный прирост не опустится  ниже 2% в ближайшие пять лет. 

      Такой вывод содержится в исследовании «Будущее шоколадной индустрии: что нам может сказать о нём сегодняшний рынок?», осуществлённом ассоциацией KPMG International Cooperative2.

     Полученные сведения свидетельствуют, что Россия представляет собой один из наиболее перспективных развивающихся рынков для производителей шоколада. Он оценивается в 8 млрд долл. и вырастет к 2016 г. вырастет на 45%.

     Крупнейшим рынком шоколада в мире является Западная Европа, однако на нем появились признаки насыщения. Потребители здесь все больше заботятся о своем здоровье, что отражается на выпускаемой продукции: в 2011 г.: 10% ассортимента новой продукции составил шоколад для вегетарианцев, 7% — шоколад без добавок и также 7% — шоколад, произведенный при соблюдении экологических стандартов.

     Стремление к здоровому питанию не является решающим фактором для американского рынка. В США по-прежнему потребляют больше шоколада, чем в какой-либо другой стране мира. Основные потребители шоколадной продукции – испаноговорящие граждане. В целом американцы предпочитают качественную и недорогую продукцию, но есть спрос на шоколад с необычным вкусом, например бекона или васаби.

     Покупатели во всём мире относятся к шоколаду как к вредному, но очень вкусному лакомству, которое зачастую покупают спонтанно. Исследователи поделили их на три типа:

покупатели, которые больше всего ценят удобство (для них  выпускают порционный продукт, доля которого растёт год от года);

покупатели, для которых  основное значение имеет соотношение  цены и качества (к этой категории  относится 79% потребителей);

покупатели, предпочитающие элитную продукцию (даже дорогой  шоколад они воспринимают как  доступную роскошь).

    По данным социологических опросов, потребители чувствуют себя обманутыми, если производители уменьшают размеры продукции, но при этом не меняют цены. Поэтому производителям шоколада среднего ценового сегмента придётся выбирать между снижением стоимости за счёт уменьшения размеров или выпуском более дорогой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНЬЮКТУРА РЫНКА ШОКОЛАДА В РОСИИ

2.1 Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции

 

     Российский  рынок кондитерских изделий в  последние годы не стоит на  месте, стабильно развиваясь и  увеличиваясь. По оценке АЦВИ, в  2010 году объем розничных продаж  шоколада и шоколадных изделий  (шоколадные плитки и батончики,  упакованные и развесные шоколадные  конфеты, шоколадные вафли, драже,  а также фигурный шоколад) составил  порядка 157.5 млрд. рублей, увеличившись  на 9% по сравнению с предыдущим  годом. 

(Приложение №1)

     Что касается  физических показателей, то необходимо  подчеркнуть, что в натуральном  выражении в 2010 году рынок не  показал существенного роста,  лишь на 1% превысив показатели 2009 года, достигнув тем самым отметки  в 695.9 тыс. тонн.

    По итогам 2010 года  среднедушевое потребление шоколада  в России оценивалось международной  исследовательской организацией  Euromonitor International в 4.9 кг в год, что, в принципе, приближается к аналогичным показателям развитых стран. В то же время запас для дальнейшего роста рынка в натуральном выражении остается на значительном уровне: потребление шоколада в странах Западной Европы составляет в среднем 8-10 килограмм в год на душу населения. Однако вопрос, удастся ли России в ближайшее время реализовать существующий потенциал, остается на сегодняшний день открытым. ( Приложение №2)

     Несмотря на отсутствие значительной динамики в натуральном выражении, объемы рынка в стоимостном выражении растут, что  обусловлено увеличением цен на продукцию шоколадных фабрик. Уровень цен на шоколадную продукцию в значительной степени  определяется ситуацией на рынках сырья, а именно какао-бобов и сахара.  По данным Эксперт Online, только за последние два месяца какао-бобы на мировом рынке поднялись в цене на 33%, при этом, по оценкам экспертов, тенденция к повышению цен продолжится.  В настоящее время подорожание какао-бобов вызвано внутренними проблемами в Кот-д'Ивуаре, являющимся крупнейшим в мире экспортером какао-бобов.

Информация о работе Коньюктура рынка шоколада