Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:19, курсовая работа
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты, нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.
Внешними эффектами называются непреднамеренные последствия от действий одного экономического агента на другого, когда последствия носят некомпенсируемый характер (например, банкротство одного из участников торгов). ВЭ могут иметь как положительное влияние (например, большая торговая активность в течение дня обычно облегчает совершение сделки), так и отрицательное (слабая финансовая устойчивость отдельных участников рынка подрывает доверие ко всему рынку). Особенность внешних эффектов заключается в том, что контроль за их распространением очень дорог и его сложно производить.[18, C.300]
Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории. Сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями, в пределах стандарта не должна превышать установленной квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата в дальнейшем должна перерасти в экологический налог и использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.
В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) — в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.
Следует помнить, что в условиях рыночной экономики движущим мотивом и определяющей целью производства при прочих равных условиях является извлечение максимальной прибыли. Этой цели, в конечном счете, практически подчиняются все хозяйственные решения. Следовательно, если мы не создадим экономический механизм, который бы адекватно отражал ущерб от загрязнения окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению природной среды. Поэтому налог и платежи за загрязнение окружающей среды должны постепенно повышаться до оптимального уровня при одновременном уменьшении других видов налогов.
Дальнейшее совершенствование экономического регулирования природопользования предполагает введение платы за загрязняющие вещества, оказывающие влияние на глобальное изменение климата (СО2), разрушающие озоновый слой Земли и др. На указанные вещества следует установить специальный экологический налог. Определение размера данного налога (или платежа) может осуществляться:
Очевидно, что в перспективе мировое сообщество перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения и оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере и установлению налога на эти вещества. [18, C.300]
В последнее время за рубежом особое внимание уделяется так называемым "зеленым" налогам. Так, в 1989 г. Конгресс США установил налог на продажу озоноразрушающих хлорфторуглеродов (ХФУ) с целью снятия этих продуктов с производства. Наиболее широко используемые ХФУ облагаются налогом в размере 3,02 долл./кг, а к 1999 г. данный налог возрос до 10,8 долл./кг. Во многих странах введены энергетические налоги (налог на бензин, пошлины на импортируемую нефть и на содержание углерода в твердом топливе). В 1990 г. в рамках исследовательской программы изучался эффект введения налога на углерод с 11 долл./т в 1991 г. до 111 долл./т в 2000 г. Вопрос о введении "зеленых" налогов широко дискутируется в ЕС, где поддерживается идея введения как совместных налогов для стран ЕС на выброс углерода, так и введение их отдельными странами, такими как Бельгия, Дания, Франция и Германия. Однако менее богатые страны опасаются, что согласованный налог окажется слишком высоким, что подвергнет опасности их экономический рост, в то время как Нидерланды опасаются, что этот налог будет слишком низким. Отметим, что налоги на углерод введены в начале 90-х годов в Финляндии и Нидерландах и в других странах. В России введение указанного налога (платы) находится в стадии методической проработки.
Следует учитывать, что плата за загрязнение окружающей среды за рубежом имеет значительные особенности. В Нидерландах платежи за загрязнение вод устанавливаются как для непосредственных, так и для косвенных источников загрязнения. Расчеты платежей осуществляются исходя из общего поступления загрязняющих веществ и суммарных затрат на очистку. Во Франции загрязнители облагаются платежами, а предприятия, устанавливающие очистное оборудование, получают субсидии. В основе платы за загрязнение в ФРГ лежит стоимость предупреждения ущерба от загрязнения или стоимость программ по осуществлению природоохранных мероприятий. Благодаря введению в ФРГ налога на СО2 намечено к 2005 г. снизить выбросы окислов углерода в атмосферу на 25%. Этот налог коснется в основном крупных производителей энергии и автотранспортных средств. В целом в ЕС принцип "загрязнитель платит" является одним из основных в реализации экологической политики, начиная с 1972 г., а с 1986 г. стал в ЕС законодательным актом, согласно которому загрязнитель оплачивает расходы на меры по предупреждению загрязнения среды. В Японии в соответствии с принятым в 1970 г. Законом о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха действует система денежной компенсации за ущерб здоровью пострадавшим от загрязнения, выплата которой производится владельцами предприятий-загрянителей. Любые мероприятия, создающие дополнительные нагрузки на окружающую среду, облагаются в Швейцарии налогами, а мероприятия, снижающие такие нагрузки, стимулируются субсидиями. С точки зрения охраны окружающей среды важное значение имеет вступивший в силу в Австрии в 1986 г. налог на охрану почв, который взимается в виде налога на применение минеральных удобрений.
Что касается методологии установления платежей за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Токсичные и опасные отходы должны храниться, перерабатываться или уничтожаться только специализированными, имеющими на это право, предприятиями. Плата за их размещение должна быть такой, чтобы возместить затраты указанных предприятий, обеспечить необходимый уровень прибыли и экологическую безопасность процесса.
При этом экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита могут разрабатываться на основе затрат:
Одновременно следует совершенствовать налоговую политику в отношении предоставления льгот предприятиям, использующим отходы. В этой связи заслуживает внимания опыт ФРГ и других стран, где установлена плата (налог) за упаковку как форма борьбы с образованием отходов.
Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, тепловое загрязнение, радиационные воздействия, бактериологическое загрязнение и др.). Такая плата применяется в отдельных регионах России (например, плата за шумовое и бактериологическое загрязнение — в Нижегородской области) и по мере отработки методических подходов к ее применению будет внедряться на всей территории страны.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 16) выделены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Попробуем сделать некоторые выводы. Человек не может жить без определенного минимума собственности. Истинная частная, т. е. индивидуальная, собственность человека - то, что принадлежит ему бесспорно. В первую очередь, это право на материальные условия жизни, предметы первой необходимости, жилье, продукты индивидуального труда данного субъекта и т. п. Все, что произведено не одним человеком, не его семьей, а большим количеством работников, в ходе совместной производственной деятельности, быть частной собственностью отдельного человека не может и не должно, потому что остальные люди, участвовавшие в создании крупного предприятия, такого присвоения не примут. В результате неприятия возникнет тот или иной уровень социального напряжения, от скрытого недовольства до революционных конфликтов. Для общества, также как и для отдельного человека, естественной и выгодной ситуацией является состояние согласия, консенсуса, конвенции.
Российская Федерация располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. По некоторым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае. На территории нашей страны расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Поэтому в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.
Несомненно, экологические платежи должны стимулировать более бережное отношение к природе не только предпринимателей, но и простых граждан. С этой целью возможно введение налога на бытовой мусор, дабы сократить его количество, катастрофически увеличивающееся с каждым годом. Причем ставки должны варьироваться в зависимости от так называемого "срока естественной утилизации", т.е. процессов разложения (соответственно, чем дольше - тем ставка выше). Также можно ввести налог на пластиковую и полиэтиленовую продукцию. Здесь есть варианты - заложить его в стоимость товаров (то есть значительно повысить их цену), сделать дорогими полиэтиленовые пакеты, заменить их на бумажные, как в развитых странах.
В заключение хотелось бы отметить, что различные налоги, сборы не должны ставить своей основной целью только пополнение бюджета, они существуют, чтобы стимулировать граждан беречь, восстанавливать природные объекты. От этого зависит качество жизни и здоровья. Кроме того, экологические платежи регулируют интенсивность использования природных ресурсов, способствуют ресурсосбережению, что так важно в наше время, когда все более истощаются запасы сырья, а природа не успевает восстанавливать нарушенный баланс. Не стоит забывать, что природа дает нам и значительные альтернативные источники энергии. Свет, вода, тепло - это то, что человек может использовать уже сегодня, тем самым снижая потребность в источниках, добыча которых наносит вреде окружающей среде.
Природа многое нам дает. И много еще может дать. Надо суметь этим пользоваться. Однако нельзя забывать, что необходимо не только брать, но и отдавать что-то взамен. Этой самой "отдачей" и являются налоги, которые мы платим ради того, чтобы хоть как-то сберечь природу, восстановить то, что еще возможно, а может и создать что-то новое.
Информация о работе Корректирующие налоги и субсидии А.С.Пигу