Доклад на тему :
Коррупция в органах государственной
власти.
Подготовила
Студентка 5 курса
Группа 25 Тд07
Марц. С.И
Тюмень 2014
Коррупция
Корру́пция –(подкуп,
порча) — термин, обозначающий обычно использование
должностным лицом своих властных полномочий
и доверенных ему прав, а также связанных
с этим официальным статусом авторитета,
возможностей, связей вцелях личной выгоды,
противоречащее законодательству иморальным установкам.
Коррупцией
называют также подкуп должностных лиц,
их продажность, что типично для мафиозных государств.
Наиболее
подверженными коррупции являются следующие
сферы деятельности:
- лицензирование
и регистрация предпринимательской
(банковской) деятельности;
- выдача
разрешений на размещение и
проведение банковских операций
с бюджетными средствами федерального,
регионального и местного уровней;
- получение
кредитов в негосударственных
банках и государственных целевых
кредитов;
- проведение
конкурсов на получение государственных
заказов, участие в программах, научных
исследованиях;
- получение
экспортных квот;
- таможенное
оформление импортных товаров;
- строительство,
а также ремонт за счёт бюджетных
средств;
- назначение
на должности;
- возбуждение
и прекращение уголовных дел,
направление на дополнительное
расследование;
- контроль
за безопасностью дорожного движения;
- паспортные
столы, разрешительные системы;
- поступление
в ВУЗы, престижные общеобразовательные
школы;
- формирование
избирательных списков и другие.
Статистика
Вот
такие данные привёл замминистра экономического
развития Олег Фомичев.
«Мы исследовали 70 субъектов РФ. 51% респондентов
вспомнили, что хотя бы раз попадали в оррупционную
ситуацию с органами власти. Средний размер
взятки составил 5275 рублей. В период с 2001
года по 2005 год был рост коррупции, а в
2005-2010 гг. происходило ощутимое снижение
коррупции. Это положительный фактор.
Но и тут есть отдельные тревожные звоночки.
Что ещё радует, так это то, что со стороны населения
уменьшилась готовность давать взятки»,
— подчеркнул Фомичев.
По сферам взяточничества лидером оказалось
высшее образование: поступления, дипломы, зачеты
и экзамены. Следом идёт ГИБДД, замыкает
тройку — призыв в армию. К ним подтянулись
детские сады, занимающие четвёртое место,
а на пятом месте — рынок труда. По объему
рынка (количество всех заплативших взяткодателей)
на первом месте находится здравоохранение,
далее идёт ГИБДД, третью строчку занимают вузы,
на четвёртом месте милиция, а замыкают
пятёрку детсады.
«По федеральным
округам у нас три лидера — Южный федеральный
округ, Северо-Кавказский федеральный
округ и Центральный федеральный округ.
Минимальный уровень коррупции наблюдается
на Урале и в Сибири. По регионам лидер
— Краснодарский край», — отметил Фомичев.
По его словам, в настоящее время в борьбе
с коррупцией решено двигаться в двух направлениях
— по национальной стратегии и национальному
плану.
Добавим, опрос населения
проводился в IV квартале 2010 года в 70 субъектах
РФ. Опрошено было 17500 респондентов от
18 и старше лет. Статистическая погрешность
для суммарных результатов не превысила
1,2%.
Истоки и причины
коррупции
Социологические исследования
позволяют глубже проанализировать коррупцию
как социальное явление. Один из важнейших
выводов таких исследований заключается
в том, что самые крупные коррупционные
сделки, самые большие потери от коррупции
связаны отнюдь не со взятками, хотя и
их общая сумма высока. Но самые крупные
объемы коррупционных сделок производят
так называемые коррупционные сети, действующие,
как правило, практически без нарушений
законодательства, а чаще всего с соблюдением
его норм. Чтобы понять причины и процедуры
деятельности коррупционных сетей, необходимо
изучать реальные экономические и социальные
факторы, вследствие которых такая деятельность
становится возможной. Осознание ситуации,
конечно, не означает, что сразу удастся
их нейтрализовать, а вскрытие противоречий
не ведет немедленно к их разрушению. Но
без этого противодействие коррупции
никогда не будет эффективным.
Как социальное явление коррупции
возникает и поддерживается на уровне
неформальных социальных связей, составляющих
основу общества, она может быть обнаружена
на всех уровнях управления им, а также
в системах, обеспечивающих его саморегулирование.
Расширяющееся политическое
и экономическое сотрудничество превращает
коррупцию в интернациональную проблему.
Тенденции развития в мировой политике
и экономике способствуют возникновению
и быстрому развитию транснациональной
преступности, одной из наиболее опасных
форм которой является транснациональная
коррупция, проявляющаяся в виде подкупа
иностранных должностных лиц с целью получения
возможности начать или продолжить экономическую
деятельность в какой-нибудь стране, либо
обеспечить себя каким-то несоответствующим
преимуществом при создании предприятий
с иностранными инвестициями, либо незаконно
реализовать экономические проекты, приватизировать
государственную собственность и т.д.
1. Коррупция - это негативное
социальное явление, источник экономических,
политических и социальных угроз
для российского социума. Прежде
всего, разрушительное действие
коррупции проявляется в падении
престижа и авторитета власти
на всех уровнях, разрушении нравственных
основ общества, сращивании коррумпированной
части государственных и муниципальных
служащих с теневыми криминальными
кругами, опасности развития псевдогражданских
социальных отношений.
2. Социальные аспекты
коррупции проявляются в политической,
экономической, культурной и др.
сферах жизнедеятельности российского
общества в масштабах, близких
к критическому показателю. Влияние
коррупции на административную
и социальную среду государственных
служащих, трансформацию их нравственных
норм и ценностей, корпоративную
культуру государственной службы
сегодня очень велико.
3. К условиям и факторам
роста коррупции в государственных
органах власти в современной
России в первую очередь относятся
недопустимо слабая правовая
база и неразработанность нормативных
документов по борьбе с коррупцией, а также
очень ограниченное распространение правоприменительной
практики уже имеющихся законодательных
и нормативных актов в отношении конкретных
должностных лиц. Активно способствуют
распоространению коррупции в России
и падение нравственности в обществе,
низкая профессиональная культура государственных
служащих, высокая степень гражданской
толерантности большей части населения
к коррупционным проявлениям.
4. Социологический анализ состояния проблемы
коррупции в органах государственной
власти, основанный на материалах авторского
и многих других исследований в рамках
диссертационной тематики, выявил высокую
степень оценки распространенности коррупции
и со стороны населения, и со стороны государственных
служащих. Проблемой, связанной с распространением
коррупции в современных российских условиях,
можно назвать достаточно широкую социальную
базу для ее воспроизводства в среде государственных
служащих. В большей степени это проявляется
на федеральном уровне. Важное значение
имеет и мнение участников социологических исследований о недостаточности
только правовых мер по преодолению коррупции
и необходимости разработки комплексного
подхода к решению вопросов по ее преодолению.
5. Основные направления
и задачи борьбы с коррупцией
в государственных органах власти
Российской Федерации должны
быть сформированы в комплекс
мер правового, экономического, организационного,
воспитательного характера в
отношении профилактики коррупционных
действий государственных служащих,
включая развитие общей культуры
отношений власти в российском
обществе. Должна быть принята
реальная государственная программа
борьбы с коррупцией, в которой
необходимо не только декларировать
необходимость принятия различных
мер к коррумпированным чиновникам,
но и показать правовые, экономические,
организационные и социальные
механизмы минимизации коррупции
в органах государственной власти,
а также профилактики коррупционных
действий государственных служащих.
6. Сегодня преодоление
негативных последствий коррупции
невозможно без тесного взаимодействия
законодательной, исполнительной и
судебной ветвей власти, активизации
деятельности правоохранительной
системы. Для этого прежде всего необходимо,
наконец, принять атикоррупционное законодательство
и вывести проблему коррупции на уровень
отдельного законодательного регулирования,
что не только позволит расширить правоприменительную
практику в отношении коррупционеров,
но и будет способствовать активизации
работы правоохранительных органов и
повышению ответственности чиновников
за коррупционные действия.
В заключение следует отметить,
что, исследуя коррупцию в нашей стране,
обязательно нужно принимать во внимание,
каково современное состояние общества
и какой тип государства возник в результате
проведенных за последние 10—15 лет преобразований.
Если в процессе дальнейшего реформирования
общества и государства удастся отделить
собственность от власти, а закон будет
защищать конкурентные секторы экономики
от неправомерного и чрезмерного вмешательства
государства, если вмешательство государства
в экономическую деятельность своих граждан
и юридических лиц, а также частную жизнь
граждан будет ограничено рамками закона,
тогда условия для распространения коррупции
будут минимизированы.