План.
Введение.
Основная часть:
1. Сущность коррупции.
2. Этическая оценка коррупции.
3. Вред от коррупции
4. Причины коррупции
5. Борьба с коррупцией
6. Экономический анализ коррупции
Заключение.
Введение
Коррупция существовала с
того самого момента, как общество стало
иерархичным. Как только появились
люди, которые обладали особенными
положением, властью, возможностями, сразу
появились желающие с помощью
подкупа, подарка или вознаграждения
получить дополнительные привилегии.
То, что всего можно
добиться с помощью взятки, знает
даже ребенок. Проблему мздоимства красочно
изображали литераторы разных эпох: от
Данте, которыйв своей «Божественной комедии»
взяточникам отвел 8-ой круг ада, до Гоголя,
который смеялся над коррупционерами
в пьесе «Ревизор».
По коррумпированности наша
страна уверенно держится на лидерских
позициях вот уже не первый десяток
лет. И это не тот повод, которым
мы можем гордиться. Мы сами даем взятки,
и сами не доверяем правительству, которое эти
взятки берет.
Коррупция - беда не только России,
но и всего современного общества
в целом. Большинство развитых стран
подвержено ей не меньше, чем наше государство.
Однако есть и позитивный опыт борьбы
с коррупцией: страны, показатель уровня
коррумпированности в которых намного
ниже, чем у их же собственных
соседей.
В этой работе мы рассмотрим
коррупцию, ее сущность, историю ее
возникновения, причины, вызывающие коррупцию,
вред от нее и некоторые другие
аспекты, которые помогут, хоть и
кратко, описать это явление.
1. Сущность коррупции
Корру́пция (от лат. corrumpere —
портить) — использование должностным
лицом своих властных полномочий и доверенных
ему прав в целях личной выгоды, противоречащее
установленным правилам. Наиболее часто
термин применяется по отношению к бюрократическому
аппарату и политической элите.
Характерным признаком коррупции
является конфликт между действиями
должностного лица и интересами его
работодателя либо конфликт между действиями
выборного лица и интересами общества.
Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству,
совершаемому должностным лицом, и
относятся к категории преступлений
против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен
любой человек, обладающий дискреционной
властью — властью над распределением
каких-либо не принадлежащих ему
ресурсов по своему усмотрению (чиновник,
депутат, судья, сотрудник правоохранительных
органов, администратор, экзаменатор,
врач и т. д.). Главным стимулом к
коррупции является возможность
получения экономической прибыли
(ренты), связанной с использованием
властных полномочий, а главным сдерживающим
фактором — риск разоблачения и
наказания.
Согласно макроэкономическим
и политэкономическим исследованиям,
коррупция является крупнейшим препятствием
к экономическому росту и развитию,
способным поставить под угрозу
любые преобразования.
История коррупции
Исторические корни коррупции,
вероятно, восходят к обычаю делать
подарки, чтобы добиться расположения.
Дорогой подарок выделял человека
среди других просителей и способствовал
тому, чтобы его просьба была выполнена.
Поэтому в первобытных обществах
плата жрецу или вождю была
нормой. По мере усложнения государственного
аппарата и усиления власти центрального
правительства, появились профессиональные
чиновники, которые, по замыслу правителей,
должны были довольствоваться только
фиксированным жалованием. На практике
чиновники стремились воспользоваться
своим положением для тайного
увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором
сохранилось упоминание как о
борце с коррупцией, был Урукагина
— шумерский царь города-государства
Лагаша во второй половине XXIV века д. н.
э. Несмотря на показательные и часто жестокие
наказания за коррупцию, борьба с ней не
приводила к желаемым результатам. В лучшем
случае удавалось предотвратить наиболее
опасные преступления, однако на уровне
мелкой растраты и взяток коррупция носила
массовый характер. Первый трактат с обсуждением
коррупции — «Артхашастра» — опубликовал
под псевдонимом Каутилья один из министров
Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он
сделал пессимистичный вывод, что «имущество
царя не может быть, хотя бы в малости,
не присвоено ведающими этим имуществом».
Особую озабоченность
вызывала продажность судей, поскольку
она приводила к незаконному
перераспределению собственности
и желанию решить спор вне правового
поля. Не случайно ведущие религии
из всех видов коррупции осуждают
в первую очередь подкуп судей: «Даров
не принимай, ибо дары слепыми делают
зрячих и превращают дело правых» (Исх
23:8, см. также Втор 16:19); «Не присваивайте
незаконно имущества друг друга и не подкупайте
судей, чтобы намеренно присвоить часть
собственности других людей» (Коран 2:188)
и т. д.
Однако начиная с конца
XVIII века на Западе в отношении общества
к коррупции наступил перелом. Либеральные
преобразования проходили под лозунгом,
что государственная власть существует
для блага людей ей подвластных, и поэтому
подданые содержат правительство в обмен
на неукоснительное соблюдение чиновниками
законов. В частности, согласно Конституции
США, принятой в 1787 г., получение взятки является
одним из двух явным образом упомянутых
преступлений, за которые Президенту США
может быть объявлен импичмент. Общество
начало оказывать всё больше влияние на
качество работы государственного аппарата.
По мере усиления политических партий
и государственного регулирования, растущую
озабоченность стали вызывать эпизоды
сговора политической элиты и крупного
бизнеса. Тем не менее, объективно уровень
коррупции в развитых странах на протяжении
XIX—XX веков значительно уменьшился по
сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века
коррупция всё больше начала становиться
международной проблемой. Подкуп корпорациями
высших должностных лиц за границей
преобрёл массовый характер. Глобализация
привела к тому, что коррупция в одной
стране стала негативно сказываться на
развитии многих стран. При этом страны
с наиболее высоким уровнем коррупции
более не ограничивались третьим миром:
либерализация в бывших социалистических
странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими
должностными злоупотреблениями. В своём
выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила
1995 год «годом коррупции».
2. Этическая оценка коррупции
Разные проявления коррупции
имеют различную этическую оценку:
одни действия считаются преступными,
другие всего лишь безнравственными.
К последним, как правило, относятся кумовство
и покровительство на основе политической
ориентации, которые нарушают принцип
меритократии. Следует отличать коррупцию
от лоббизма. При лоббировании должностное
лицо также использует свои властные полномочия
для повышения шансов переназначения
или для продвижения по должностной лестнице
в обмен на действия в интересах определённой
группы. Отличие состоит в том, что лоббизм
удовлетворяет трём условиям[1]:
1. Процесс оказания влияния на
должностное лицо носит конкурентный
характер и следует правилам, которые
известны всем участникам.
2. Отсутствуют секретные или
побочные платежи.
3. Клиенты и агенты независимы
друг от друга в том смысле, что никакая
группа не получает долю от прибыли, заработанной
другой группой. Самые опасные формы коррупции
квалифицируются как уголовные преступления.
К ним, прежде всего, относятся растрата
(хищение) и взятки. Растрата состоит в
расходе ресурсов, доверенных должностному
лицу, с личной целью. Она отличается от
обычного воровства тем, что изначально
лицо получает право распоряжаться ресурсами
легально: от начальника, клиента и т. д.
Взятка является разновидностью коррупции,
при которой действия должностного лица
заключаются в оказании каких-либо услуг
физическому или юридическому лицу в обмен
на предоставление последним определённой
выгоды первому. В большинстве случаев,
если дача взятки не является следствием
вымогательства, основную выгоду от сделки
получает взяткодатель. К уголовным преступлениям
также относится покупка голосов избирателей
(хотя некоторые считают её не формой коррупции,
а видом недобросовестной избирательной
кампании).
Коррупция
часто является поводом для призывов
к насильственной смене власти. При
этом обвинения нередко предъявляются
не только конкретной политической элите,
но и политической системе в целом.
Как отмечает Оскар Ариас Санчес,
авторитарные режимы способны успешно
скрывать подавляющее большинство злоупотреблений
властью от общественности, так что вывод
об их коррумпированности делается на
основе анализа косвенных свидетельств
и пагубных для всего общества последствий.
Напротив, коррупция в демократических
режимах часто получает широкую огласку
и пресекается прежде, чем она начинает
наносить существенный ущерб. Однако периодические
скандалы вызывают у граждан сомнения
в своей способности оказывать влияние
на процесс принятия в стране политических
решений и разочарование в демократии.[2]
Типы
взаимодействующих субъектов
Бытовая
коррупция порождается
взаимодействием рядовых граждан и чиновников.
В неё входят различные подарки от граждан
и услуги должностному лицу и членам его
семьи. К этой категории также относится
кумовство (непотизм).
Деловая
коррупция возникает
при взаимодействии власти и бизнеса.
Например, в случае хозяйственного спора,
стороны могут стремиться заручиться
поддержкой судьи с целью вынесения решения
в свою пользу.
Коррупция
верховной власти относится
к политическому руководству и верховным
судам в демократических системах. Она
касается стоящих у власти групп, недобросовестное
поведение которых состоит в осуществлении
политики в своих интересах и в ущерб интересам
избирателей.
Рынок коррупционных
услуг
Наиболее
распространена децентрализованная
(внешняя) коррупция, когда сделки заключаются
индивидуально между должностным лицом
и частным лицом. Однако добавление внутренней
коррупции — между членами одной организации
— придаёт ей черты организованной преступности.
Согласно
законам бихевиоризма, попадая в
коллектив, человек перенимает правила
поведения, которые в этом коллективе
приняты. Поэтому, если внутриведомственная
культура такова, что по отношению
к взяткам царит «обстановка
благодушия, порой безответственности
при решении служебных вопросов,
отсутствие гласности при обсуждении
проступков сотрудников»[3], то новопришедшие
примут такое поведение как нормальное
и будут следовать ему в дальнейшем.
Распространение коррупции
среди чиновников приводит
к тому, что в ней оказываются заинтересованными
и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной
выгоды и рисков, связанных с коррупцией,
в упрощённой форме описывается следующей
моделью[4]:
Начальник |
Подчинённый |
плюсы |
минусы |
плюсы |
минусы |
- Процент от взяток подчинённых — стабильный доход
- Нет непосредственного участия в даче взятки
- Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст
|
- Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника
- Организованная группа — отягчающее обстоятельство
|
- Шире возможности — больше взятки
- Под покровительством начальника брать взятки безопаснее
|
- Организованная группа — отягчающее обстоятельство
- Отдаёт процент от взяток
|
Данная
система достаточно устойчива и
этим обеспечивает стабильность коррупционной
деятельности. Например, можно столкнуться
с принципом презумпции добросовестности
правоохранительных органов, который
означает, что шансы уличить их сотрудника
в неправомочных действиях ничтожно малы.
На практике
подчинённые делят взятки не только
с начальством, но и между собой.
Конечным итогом является формирование
специфических для коррупции
внутренних рынков и экономических
механизмов. В частности, возникают
позиции с особенно высокими нелегальными
доходами. Борьба между чиновниками
за такие позиции формирует внутренний
«рынок труда». По мере развития коррупции
происходит некоторая централизация
рынка, начиная с уровня отдельных
ведомств, когда чиновники вырабатывают
тарифы за принятие конкретных решений,
чтобы снизить внутреннюю конкуренцию
за каждую взятку и повысить общий
доход. Поддержка стабильности нелегальных
финансовых потоков требует административных
и законодательных мер, нацеленных
на повышение экономической выгоды
от коррупции и на снижение правовых
и социальных рисков[3].
Заинтересованность
частного лица
Вымогательство («государственный
рэкет») практикуется чиновниками, обладающими
дискреционной властью препятствовать
кому-либо в получении лицензий, специальных
разрешений или любых других услуг, входящих
в компетенцию чиновника. Если чиновник
имеет полномочия оценивать сумму надлежащих
выплат (например, налогов или пошлин),
это также открывает возможности для вымогательства.
Столкнувшись
с вымогательством со стороны
госслужащего, частное лицо оказывается
перед выбором: либо дать взятку (что
сопряжено с риском разоблачения),
либо обжаловать действия госслужащего
через внутренний или внешний
надзорный орган. Решение зависит
от того, насколько затратна процедура
обжалования, а также насколько гражданин
осведомлён о своих законных правах и
обязанностях госслужащего.
Коррупция
как сговор
Сговор возникает
при тех же условиях, что и вымогательство,
однако отличается тем, что выгоден обеим
сторонам и состоит в совершении сделки,
наносящей ущерб государству. Например,
в обмен на взятку, таможенный инспектор
может занизить сумму импорта и тем самым
уменьшить сумму, которую фирма-импортёр
должна уплатить на пошлины. В сделку также
могут быть вовлечены структуры, ответственные
за надзор над чиновником.