Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 02:13, биография
Родился в семье учителя и швеи. Отец умер, когда ему было два года. По окончании городского училища и технических курсов поступил в Московский учительский институт, но был оттуда исключён в 1902 г. за политическую деятельность — «за устройство демонстрации в память 40-летия со дня смерти Добролюбова»[2]. В 1901 г. вступает вРСДРП и становится профессиональным революционером. В 1903 г. сослан в Усть-Сысольск Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар), откуда успешно бежал за границу. В1904 г. напечатан первый рассказ из жизни ссыльных. Во время Первой русской революции — председатель Костромского совета рабочих депутатов и руководитель боевой дружины.
Краткая биография Гастева Алексея Капитоновича
Родился в семье учителя и швеи. Отец умер, когда ему было два
года. По окончании городского училища
и технических курсов поступил в Московский учительский
институт, но был оттуда исключён в 1902 г. за политическую
деятельность — «за устройство демонстрации
в память 40-летия со дня смерти Добролюбова»[2]. В 1901 г. вступает вРСДРП и становится профессиональным
революционером. В 1903 г. сослан в Усть-Сысольск Вологодской
губернии (ныне г. Сыктывкар), откуда успешно бежал за границу. В1904 г. напечатан первый рассказ из жизни
ссыльных. Во время Первой русской
революции — председатель Костромского совета рабочих де
В 1914 г. вновь сослан в Нарымский край. Февральскую революцию встречает в побеге и выходит из подполья (с 1901 до 1917 г. на нелегальном положении).
В 1917—18 гг. секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов.
Работает в управлении заводов Москвы, Хар
С 1932 по 1936 гг. главный редактор журнала "Вестник стандартизации" (ныне - "Стандарты и качество").
8 сентября 1938 г. арестован НКВ
Интересно, что А. К. Гастев находился в регулярной переписке с Генри Фордом[3].
Сын — Юрий Гастев, также политзаключенный сталинских времён, философ, математик, правозащитник.
Значение Гастева в
В деятельности Гастева прежде всего обращает на себя внимание масштабность в постановке вопросов труда. Вся научная школа А. К. Гастева не сводила их только к повышению производительности труда, улучшению качества, снижению себестоимости и т. п. Для социалистического производства, считал автор и его коллеги по институту, этого недостаточно.
Проблема неизмеримо радикальнее, ибо она заключается в полной органической реконструкции всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося. Задача состоит в том, писал А. К. Гастев, каким образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, непрерывному улучшению как производства, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный руководитель.
Решение столь грандиозной задачи. А. Гастев, связывал с развитием социалистической науки о труде и управлении производством, призванной выявить и сформулировать специфические принципы, а также разработать методы организации труда, имманентные новому типу экономического базиса и позволяющие коренным образом реорганизовать сам процесс труда, который должен превратиться из тяжелого ярма для рабочего, в положительный творческий процесс.
В конце 1920 г. видный общественный деятель, ученый и поэт Алексей Капитонович Гастев начал создавать Центральный институт труда (ЦИТ). В 1921 году прошла 1-я Всероссийская конференция по вопросам НОТ. На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров, усовершенствования орудий.
Сотрудники ЦИТ считали, что создание собственной концепции реорганизации труда на научной основе возможно в результате критического переосмысления всех теоретических достижений и практического опыта, накопленных в промышленно развитых странах.
Разработанная коллективом ЦИТ концепция, названная А.К. Гастевым концепцией трудовых установок, включала три главных органически взаимосвязанных и взаимоперекрещивающихся направления:
• теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;
• методику рационального производственного обучения;
• теорию управленческих процессов.
Концепция ЦИТ охватывала сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики. Более того она содержала основы в последующем широко признанных наук, таких как: кибернетика, инженерная психология, эргономика, праксеология. Не случайно авторы назвали свою концепцию «техно-биосоциальной».
В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших должного внимания психофизиологическим проблемам труда, коллектив ЦИТ, изучая трудовые движения с целью исключения всех лишних движений и обеспечения их наивысшей эффективности, не упускал при этом из поля своего зрения самого человека, все то, что касается его здоровья и условий труда. Поэтому в исследованиях ЦИТ значительное место занимали психофизиологические аспекты (например проблемы утомляемости работников и др.). Сотрудники ЦИТ придерживались позиции активного отношения к психофизиологическим возможностям человека, решительно отвергая подход к ним, как к чему-то раз и навсегда данному. Отсюда делался вывод о необходимости постоянной тренировки физических и психических способностей работников.
Эти исследования сопровождались поисками методов активизации способностей работника. Как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда? Как «намагнитить» его методами научной организации и управления? Вот те основные вопросы, которые поставил перед собой коллектив ЦИТ, хорошо понимавший, что для их решения одних внешних стимулов к производственному творчеству (в виде, например, премиальных систем) недостаточно. Ключ к их решению А. К. Гастев и его коллеги нашли в разработанной ими специальной методике производственного обучения, ставшей краеугольным камнем всей техносоциальной концепции ЦИТ.
А. К. Гастев предложил
исследовательскую программу
А. К. Гастев и его коллеги по ЦИТ сделали огромный шаг вперед по сравнению с Ф. Тейлором, Г. Фордом и буржуазной наукой в целом, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, считая, что он является не только объектом изучения, но в то же время творящим субъектом, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности его труда. В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших должного внимания психофизиологическим проблемам труда, цитовцы, изучая геометрию и энергетику трудовых движений, для того чтобы обеспечить наивысшую эффективность и исключить все лишние движения, не упускали при этом из поля зрения самого человека, все то, что касается его здоровья и условий труда. Важнейший аспект всей НОТ, считали они, и заключается в том, чтобы основательно изучать как саму живую машину (организм человека), так и все условия, влияющие на ее функционирование.
Главным в концепции А. К. Гастева являются не сами по себе поиски рациональных трудовых движений, хотя они занимали значительный удельный вес в исследовательской программе ЦИТ. Этого-то как раз и не поняли многочисленные и суровые оппоненты, едко иронизировавшие по данному поводу.
Коллектив института
изобрел остроумные способы внедрения
методики установок. Это прежде всего
опытные станции и орга-
В 1927 г. ЦИТ по инициативе А. К. Гастева создает акционерное общество - трест Установка, назначение которого - быть посредником между институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении методов НОТ. Опыт работы этого треста и сегодня представляет колоссальный интерес. Им подготовлено по цитовским методикам сотни тысяч рабочих, десятки тысяч инструкторов производства. Разработанная коллективом института методика обучения открывала широкие перспективы реформирования не только устаревшей системы профтехобразования, но и всего народного образования в целом.
Любопытен следующий факт. Научная общественность внутри страны очень неоднозначно встретила концепцию А. К. Гастева и его коллег. Одни работники сферы НОТ выразили полный восторг, другие проявили настороженный интерес, либо хмуропримирительное отношение, у третьих, составивших большинство, она вызвала пароксизм неприятия. Иначе обстояло дело за рубежом. Летом 1924 г. А. К. Гастев возглавляет советскую делегацию на I Международном конгрессе по НОТ в Праге, и там методы ЦИТ получают всеобщее признание.
Понимая, что наука об организации производства и управления находится в самой начальной стадии формирования, А. Гастев предпринял попытку выделить ее важнейшие методологические проблемы. К их числу он прежде всего отнес проблему выработки строгих научных определений основных составляющих организации производственного процесса, ибо зрелость какой-либо науки может установить наличность известного количества основных определений. Такими четко сформулированными определениями категорий и понятий теория организации и управления, понятно, еще не располагала. Среди этих проблем, далее,- проблема законов, так как наука организации и управления должна изучать законы общественной механики и общественного управления. Установление таких законов поэтому - важнейшая задача науки на всех этапах ее развития, включая и современный этап.
Информация о работе Краткая биография Гастева Алексея Капитоновича