Кредитная система и перспективы развития кредитных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Банковский кредит – одно из важнейших звеньев рыночной экономики. Его роль настолько важна и многогранна, что его можно назвать «сердцем» экономики, задающим импульсы всему хозяйственному комплексу государства. Именно благодаря кредитам коммерческих банков большинство субъектов хозяйствования имеют возможность получить дополнительные средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и дальнейшего развития, стабилизации хозяйственных связей как внутри государства, так и за его пределами.
В свою очередь выдача кредитов для банков является одним из основных источников получения доходов, и при любом уровне развития экономики, даже в условиях финансовой нестабильности, кредитование не приостанавливается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Кредит как экономическая категория………………………………………...4
1.2 Виды банковских кредитов…………………………………………………....5
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Порядок выдачи, сопровождение и погашение кредита на потребительские цели………………………………………………………………………………...10
2.2 Проблемы кредитования в Республике Беларусь………………………...13
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_rabota катина..титульник.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Между банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать  наибольшее влияние, а, следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Порядок выдачи, сопровождение и погашение кредита на потребительские цели

 

 

В настоящее время банком осуществляется кредитование физических лиц:

- на финансирование недвижимости (строительство или покупка индивидуальных жилых домов (долей, частей), квартир (долей, частей) в многоквартирном жилом доме, в том числе по договорам участия в рамках местных жилищных займов, покупка земельных участков для последующей жилищной застройки);

- на приобретение автотранспортных  средств;

- потребительское кредитование  и экспресс-кредитование.

Процесс кредитования начинается с предоставления потенциальным кредитополучателем документов для оформления кредитного договора и получения кредита, которые включают в себя:

- заявление - анкету;

- документ, удостоверяющий  или подтверждающий личность:

- военный билет;

- документы, подтверждающие  наличие стабильных доходов у  заявителя;

- документы по обеспечению  исполнения кредитных обязательств  заявителя;

- иные документы.

Кроме того, заявитель в зависимости от цели испрашиваемого кредита также представляет в банк различные дополнительные документы:

- на финансирование недвижимости:

а) на строительство индивидуального жилого дома - документ, удостоверяющий право заявителя на земельный участок;

б) на покупку индивидуального жилого дома, квартиры, земельных участков - зарегистрированный в организациях государственной регистрации договор купли-продажи;

в) на строительство квартиры в многоквартирном жилом доме - договор о создании объекта долевого строительства, заключенного между заявителем (дольщиком) и застройщиком;

г) на строительство квартиры в доме жилищно-строительного кооператива, коллектива индивидуальных застройщиков: выписку из решения органа управления организации граждан-застройщиков о включении заявителя в члены организации граждан-застройщиков; справку органа управления организации граждан-застройщиков об общей площади квартиры, начале и окончании строительства жилого дома; договор о строительстве квартиры в ЖСК с указанием ориентировочной стоимости квартиры в текущих ценах на день заключения договора; извещение организации граждан-застройщиков о сумме очередного платежа с указанием ее реквизитов и текущего счета; документы, подтверждающие фактическое участие заявителя собственными средствами в финансировании недвижимости. Сумма внесенных заявителем собственных денежных средств должна составлять не менее 10% стоимости предлагаемого к кредитованию объекта недвижимости и не менее 30% - в случае принятия недвижимости, приобретаемой за счет кредитных средств, в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору;

д) для физических лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий – справку местного исполнительного и распорядительного органа либо организации по месту постановки физического лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дополнительными документами, предоставляемыми при получении кредита на приобретение автотранспортных средств, являются договор купли-продажи, который необходим при покупке автотранспортного средства у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При покупке автомобиля у физического лица – в банк представляется счет-справку установленного образца и договор купли-продажи, заключенный между продавцом и заявителем. При оформлении в залог приобретаемого за счет кредита автотранспортного средства нужно представить копию нотариально удостоверенного договора купли-продажи.

В случае оформления кредита на потребительские нужды при безналичных перечислениях требуется счет-фактура и/или договор купли-продажи и т.п.

В рассмотрении документов заявителя участвуют различные  службы банка. Основной объем работы приходится на специалистов кредитной службы, которые проверяют полноту формирования пакета документов, соответствие копий документов их оригиналам, данных паспорта или документов, удостоверяющих личность, данным, указанным в заявлении-анкете (анкете), кредитную дисциплину заявителя (поручителя) по ранее полученным кредитам в Банке.

Кроме этого производится согласование способа обеспечения исполнения кредитных обязательств и изучаются документы, подтверждающие право собственности на предлагаемое в залог имущество. Отметим, что способами обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключенному между банком и кредитополучателем, могут являться: поручительства физических и (или) юридических лиц; залог имущества (за исключением залога долей, частей жилых домов/ квартир/земельных участков), находящегося в собственности кредитополучателя или третьего лица; залог имущества, которое поступит в будущем в собственность залогодателя (за исключением залога долей, частей жилых домов/ квартир/земельных участков); гарантийный депозит денег кредитополучателя или третьего лица; залог имущественных прав, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть отчуждены.

Специалисты кредитной службы определяют платежеспособность заявителя и поручителя. Определение коэффициента платежеспособности заявителя осуществляется исходя из его чистого дохода, который рассчитывается путем вычета из полученных заявителем доходов обязательных налоговых платежей, выплат и удержаний, а также суммы бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на один месяц, определенной на дату/месяц, в котором производится расчет коэффициента платежеспособности.

При расчете чистого дохода учитываются доходы заявителя, имеющие постоянный характер, с периодичностью их получения - не реже одного раза в три месяца.

В доходной части расчета чистого дохода учитываются следующие виды доходов заявителя (поручителя):

- заработная плата (включая  отпускные), премии, надбавки к зарплате  и прочие;

- доходы по договорам  гражданско-правового характера (договоры  подряда, авторские вознаграждения  и т.п.);

- доходы от предпринимательской  деятельности;

- другие доходы.

В расходной части расчета чистого дохода учитываются следующие расходы заявителя:

- подоходный и другие налоги, уплачиваемые из доходов физическими лицами;

- удержания по исполнительным  листам (в том числе алименты);

- ежемесячные платежи  по ранее полученным кредитам, включая кредиты, полученные в  других банках (за исключением  овердрафтных кредитов и процентам по ним), и товарам, купленным в рассрочку;

- платежи, осуществляемые  за третьих лиц во исполнение  обязательств по ранее заключенным  договорам поручительства;

- сумма бюджета прожиточного  минимума на дату/месяц, в котором  производится расчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы кредитования в Республике Беларусь

 

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.

В Республике Беларусь постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура.

Беларусь отличается изолированностью от внешних кредитов и инвестиций, незначительностью общих объемов активов кредитной системы по отношению к ВВП и крайней неразвитостью или полным отсутствием небанковских институциональных инвесторов, как то: факторинговые и лизинговые компании, фирмы, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые организации, пенсионные и благотворительные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Большая часть национального богатства не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная система страны не в состоянии аккумулировать и производительно использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что крайне мало. Как минимум, ресурсная база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и кооперативы. В стране функционируют страховые компании и профессиональные участники ценных бумаг. Однако их активы в процентах к ВВП составляют менее 1%. В кредитной системе страны доля банковского сектора превышает 99%, в то время как, например, в Латвии, Эстонии, России, Чехии, Румынии, Польше эта доля колеблется от 70 до 90%, а в США она составляет лишь 24%, Швеции – 25%, Японии – 55%, Италии – 57% [4].

Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы — страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротств и серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Информация о работе Кредитная система и перспективы развития кредитных отношений в Республике Беларусь