Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:01, курсовая работа
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения кредитно-денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные
периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы, достижение сбалансированности платежного баланса
Составляющими кредитной системы являются:
а) система кредитно-финансовых институтов;
б) совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования.
Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Основой кредитной системы являются банки.
К системе кредитно-финансовых институтов относятся:
1. Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.
2. Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.
3. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.
4. Пенсионные
фонды, которые различаются по
организации, управлению и
5. Инвестиционные
компании, размещающие среди мелких
держателей свои обязательства
(акции) и использующие
С развитием информационных технологий и электронных коммуникаций связано возникновение так называемых «электронных» или «цифровых» денег. «Электронные» деньги оказывают определенное влияние на денежную систему и широко применяются в кредитно-денежной политике Центрального банка. Они рассматриваются как новая составляющая кредитно-денежной системы14.
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри кредитной системы создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.
Современная кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.
В современной кредитно-денежной системе выделяются три основных звена: Центральный банк (ЦБ), коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты15.
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк. Он является главным эмиссионным центром государства и уполномочен осуществлять управление всей банковской системой. Кроме того, Центральный банк – единственный специализированный орган по управлению кредитно-банковской системой. ЦБ был создан в 1991 г. и действует в соответствии с Федеральным Законом о Центральном банке. ЦБ независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и руководствуется в своей деятельности лишь Законами Российской Федерации и своим Уставом. Центральный банк является юридическим лицом, осуществляющим свои расходы за счёт собственных доходов, и не отвечает по обязательствам Правительства. Можно выделить следующие функции ЦБ:
Коммерческие банки. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки могут предложить клиентам множество разнообразных услуг. Определяющие операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (приём депозитов, то есть привлечение средств) и активные (выдача кредитов, то есть размещение средств). Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчёты, могут заниматься посредническими операциями (обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий). Банки также осуществляют доверительные операции (принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). Прибыль банков составляет разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.
Специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п.). Аккумулируя огромные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Нередко активы всех этих специализированных
кредитно-финансовых учреждений превышают активы коммерческих банков.
Таким образом, можно сделать
вывод, что ведущая роль в
кредитно-денежной системе
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет
ключевую роль в проведении кредитно-денежной
политики. Тем самым, он стремится
обеспечить благоприятные
условия для экономического роста и преследует
конкретные цели: регулирование темпов
экономического роста, смягчение циклических
колебаний, сдерживание инфляции, достижение
сбалансированности внешнеэкономических
связей16.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются:
1. Операции на открытом рынке
Операции
на открытом рынке являются важнейшим
направлением кредитно- денежной политики Центрального банка
во многих странах с рыночной экономикой.
Суть этих операций, воздействующих на
предложение денег, –
покупка или продажа государственных
долговых ценных бумаг. Центральные банки
могут с наибольшей эффективностью проводить
операции на
открытом рынке в тех странах, где существует
емкий рынок государственных ценных бумаг.
2. Учетно-процентная (дисконтная) политика
Она заключается в
регулировании величины учетной
процентной ставки
(дисконта), по которой коммерческие банки
могут заимствовать денежные средства
у Центрального банка. В России эта процентная
ставка называется ставкой рефинансирования
коммерческих банков. Кроме того, используется
ломбардная ставка, представляющая собой
процентную ставку, по которой
Центральный банк кредитует коммерческие
банки под залог их собственных долговых
обязательств. Механизм регулирования
учетных ставок достаточно надежно функционировал
еще в начале века, но затем его применение
стало наталкиваться на противодействие
сформировавшихся банков-гигантов,
которые устанавливали процентные ставки
по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции.
Интернационализация хозяйственной жизни
также отрицательно повлияла на эффективность
учетно-процентной политики. Если снижать
учетную ставку в современных условиях,
то это ведет к отливу капиталов из страны,
что серьезно ослабляет влияние монетарной
политики на экономическую конъюнктуру.
В то же время повышение учетных ставок
в современных условиях часто вызывается
не внутриэкономической, а международной
ситуацией (например, Россия, Бразилия
и другие страны резко повысили свою учетную
ставку из-за финансового кризиса в Юго-Восточной
Азии).
3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования
Центральный банк также имеет возможность непосредственно
воздействовать на величину банковских
резервов путем регулирования обязательной
нормы банковского резервирования. Этот
инструмент позволяет гибко
и оперативно влиять на финансовую ситуацию
и проводить необходимую кредитно-денежную
политику. Норма банковского резервирования
устанавливается Центральным банком и
может колебаться от 3% до 20% в зависимости
от экономической конъюнктуры. В России
Закон о Центральном банке предоставляет Центральному
банку возможность гибко изменять обязательную
норму банковского резервирования.
Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики17.
1. Мягкая кредитно-денежная политика (ее называют политикой «дешевых денег»), при которой Центральный банк
а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу;
в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.
Таким образом, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
2. Жесткая кредитно-денежная политик (политика «дорогих денег»).
При ней Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги
на открытом рынке, что
вызывает сокращение резервов коммерческих
банков и текущих счетов населения, уплачивающих
за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению
возможностей кредитования коммерческими
банками и сокращает денежную массу;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Таким образом, жесткая кредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры
политики «дорогих» и «дешевых»
денег характеризуют дискрецион
экономического цикла. Стимулирующая
политика проводится в фазе спада,
а сдерживающая - в фазе бума.
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации экономики
Центральные банки сталкиваются с дилеммой:
что именно выбрать в качестве инструмента
монетарной политики – контроль над денежным
предложением или контроль над динамикой
процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать
процентную ставку, государство должно
отказаться от каких-либо строгих ориентиров
прироста денежного предложения, и увеличивать
денежную массу для снижения ставки процента
до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется
ограничивать предложение денег для повышения
процентной ставки до целевого уровня.
Если же приоритетной задачей ставится
поддержание стабильного прироста денежного
предложения на всех фазах экономического
цикла, то ЦБ должен допустить колебания
процентной ставки. Невозможность одновременного
контроля денежного предложения и уровня
процентной ставки называется дилеммой
целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
На практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.