Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа
Под кредитно-денежной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы .1
Монетарная, или кредитно-денежная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.2
С целью удержания экономики страны в режиме экономического роста необходимо ежегодно увеличивать денежную массу, находящуюся в обращении, независимо от фаз цикла, на величину среднегодового темпа прироста ВВП, рассчитанного за длительный период времени.
М.Фридмен рассчитал, что для США этот среднегодовой прирост за примерно столетний период был равен трем процентам. Он обосновал и сформулировал монетарное правило, которое нашло выражение в уравнении Фридмена.
М = Y+P
M – среднегодовой темп прироста денег, исчисленный за длительный период времени.
Y – среднегодовой темп прироста ВВП, исчисленный за длительный период времени.
Р - среднегодовой темп прироста ожидаемой инфляции.
Монетарное правило предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении в пределах 3-5% в год. При увеличении денежного предложения сверх указанных параметров будет происходить «раскручивание» инфляции. Поэтому монетаристы и считают, что инфляция является результатом непродуманной политики государства. Если же темп вливания денег в экономику будет меньше 3% в год, то это приведет к замедлению темпов прироста реального ВВП, или даже может наблюдаться отрицательный прирост.
В свою очередь, если государство будет придерживаться постоянного темпа прироста денежной массы в обозначенных параметрах, то предприниматели на денежном рынке всегда найдут необходимые им денежные средства для инвестиций, для пополнения оборотных средств, для выплаты заработной платы. Если при этом цена денег (процентная ставка) будет относительно высокой, то это позволит отсечь значительную часть спекулятивных операций. По мнению монетаристов, в целях борьбы с инфляцией необходимо сделать денежную единицу устойчиво дорогой, чтобы тем самым воспрепятствовать расширению спекулятивного спроса и сделать эффективными сбережения. Предприниматели, зная, что процентная ставка будет стабильна на длительном отрезке времени, и будучи уверены, что всегда найдут на денежном рынке необходимый им объем денежных средств, смогут более точно рассчитывать свои доходы от инвестиционных проектов. Поэтому более высокая цена денег не будет их отвлекать от действий в пользу реализации инвестиционных вложений и позволит обеспечить экономический рост.
Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез разных подходов к воздействию кредитно-денежных инструментов. При этом в долгосрочной политике преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в целях быстрого маневрирования государство не отказывается и от воздействия на процентную ставку.
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 07.05.2013), его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.5
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.6
Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитно-денежной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики.7
Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
1) защита и обеспечение
2) развитие и укрепление
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Центральный банк РФ выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с
- монопольно осуществляет
- является кредитором последней
инстанции для кредитных
- устанавливает правила
- устанавливает правила
- осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ
- осуществляет эффективное
- принимает решение о
- осуществляет надзор за
- регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными
- осуществляет все виды
- организует и осуществляет
валютное регулирование и
- определяет порядок
- устанавливает правила
- устанавливает порядок и
- проводит анализ и
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка. Структура Центрального Банка Российской Федерации наглядно представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема структуры Центрального Банка России
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Согласно Положению Банка России, «территориальное учреждение ЦБ РФ (ТУ) - это обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций».
Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица. По решению совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.
Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную кредитно-денежную политику и обеспечивает ее выполнение.
Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждает этот Совет. Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.
Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Если объемы задач, решаемых данными подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы - отделы.
Для нормального функционирования кредитно-денежной систем Центральный Банк РФ использует следующие инструменты и методы кредитно-денежной политики:
- процентные ставки по
- нормативы обязательных
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- управление наличной денежной массой;
- прямые количественные
- эмиссия собственных ценных бумаг.9
В 2010-2011 гг. Банк России проводил денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являлись основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации на этот период, являлась устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, при этом предполагалось снизить темпы инфляции до 8,7-9,2% в 2010 году и 7-8,5% в 2011 году.10
Для достижения поставленных целей ЦБ РФ использовал все имеющиеся у него инструменты кредитно-денежной политики, которые позволяли оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.
Система инструментов кредитно-денежной политики должна была обеспечивать стабильность денежного рынка и, в тоже время, стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.
При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутредневные кредиты, предоставляемые Банком России без взымания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп», процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.
Регулирование ставок рефенансирования Центробанк России осуществлял с учетом реального состояния экономики, динамики инфляции, ситуации на различных сегментах денежного рынка и было ориентировано на закрепление формирующихся позитивных тенденций.
С начала 2010 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефенансирования 15.01.10 - с 16 до 14% годовых, и 15.06.10 – с 14 до 13% годовых. Очередное ее снижение произошло только лишь в конце декабря 2011 г. - ее понизили до 12%.