Кредитный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Несомненно, что важнейшим показателем высокой степени демократичности и цивилизованности современного государства является закрепление в действующем законодательстве широкой системы прав и свобод человека и гражданина. В такой ситуации права и свободы приобретают качество своеобразного базиса, на котором основывается вся разветвленная система юридических возможностей, обеспечивающих максимально полную реализацию личностью своих интересов.

Вместе с тем провозглашение прав и свобод может стать пустой формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено при помощи различных средств, получивших в научной литературе название гарантий, под которыми понимается система действия общих условий и специальных средств, обеспечивающих правомерное осуществление прав и свобод личности. Эти гарантии представляют собой не простую совокупность разрозненных элементов, а образуют отвечающую требованиям законности слаженную и сбалансированную в своих частях систему, выступающую действующим механизмом осуществления прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный контроль за соблюдением прав заключенных.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

Международный контроль за соблюдением прав заключенных 

     Несомненно, что важнейшим показателем высокой  степени демократичности и цивилизованности современного государства является закрепление в действующем законодательстве широкой системы прав и свобод человека и гражданина. В такой  ситуации права и свободы приобретают  качество своеобразного базиса, на котором основывается вся разветвленная  система юридических возможностей, обеспечивающих максимально полную реализацию личностью своих интересов.

     Вместе  с тем провозглашение прав и свобод может стать пустой формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено при помощи различных средств, получивших в научной литературе название гарантий, под которыми понимается система  действия общих условий и специальных  средств, обеспечивающих правомерное  осуществление прав и свобод личности. Эти гарантии представляют собой  не простую совокупность разрозненных элементов, а образуют отвечающую требованиям  законности слаженную и сбалансированную в своих частях систему, выступающую  действующим механизмом осуществления  прав и свобод.

     Даже  наличие самого демократичного законодательства, характеризующегося широким перечнем предоставляемых гражданам прав и свобод, в том числе и подкрепленных  соответствующими условиями, обеспечивающими  их полную и эффективную реализацию, будет являться простой формальностью  в том случае, если мы не сможем обеспечить их защиту в случае нарушения. Это, в  свою очередь, предполагает необходимость  теоретической разработки проблем, связанных с выделением среди  юридических гарантий такой категории, как средства и механизмы, или, по-другому, гарантии защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. 

     Их  наличие в структуре правового  положения обусловлено необходимостью обеспечения возможности осужденным обратиться в государственные органы и общественне организации, найти там необходимую защиту своих прав и свобод, а также восстановить их в случае нарушения. Причем основанием подачи жалоб осужденными к лишению свободы может служить не только нарушение законности со стороны соответствующих субъектов правоотношений, но и несоблюдение ими норм морали.

     На  наш взгляд, гарантии защиты прав и  свобод осужденных следует рассматривать  как единую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средства международно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного от законопослушных  граждан, попытаемся исследовать предложенную мной систему более подробно.

     К гарантиям государственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в  исправительных учреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контроль государственных органов  и органов местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту. 

     Общественный контроль  это контроль институтов гражданского общества за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он предусмотрен ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных.

     Исследование  проблем защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, было бы не до конца полным без изучения международных механизмов контроля за рассматриваемой нами сферой общественных отношений. Соответственно очередным элементом системы юридических гарантий выступает деятельность государств и различных международных организаций по защите прав человека.

     Создание  системы международного контроля за претворением в жизнь обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека, является одним из наиболее значительных достижений в этой сфере. Наличие иных, помимо национальных, институтов, занимающихся проблемами контроля за соблюдением, обеспечением и защитой прав и свобод граждан различных стран, стало обстоятельством, позволившим суверенным государствам сделать еще один шаг на пути интеграции всего человечества.

     Несмотря  на то, что роль международных средств  защиты в современных условиях постоянно  возрастает, до недавнего времени  их осуществление международным  сообществом ограничивалось лишь взаимным контролем, регулярными докладами  государств-участников интернациональных  соглашений о выполнении принятых на себя обязательств в области прав человека и др.

     В нынешних условиях ситуация изменилась кардинальным образом. Огромное значение в механизме защиты прав и свобод лиц, отбывающих наказание, приобрели  международные органы и организации, деятельность которых прямо направлена на контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере. Наибольшее их число действует в рамках или под эгидой системы Организации Объединенных Наций. К ним, в частности, относятся Верховный комиссар по правам человека, основным направлением деятельности которого является защита любых прав человека; Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, представляющий собой орган по рассмотрению реализации Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; органы ООН, занимающиеся проблемами прав человека, включая Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и рассматривающий жалобы о нарушениях данного Пакта и др. Основным значением, которое имеет факт существования данных структур, является учет информации об их деятельности, используемой Генеральным секретарем ООН при подготовке своего отдельного ежегодного доклада о ходе осуществления Минимальных стандартных правил на территории государств-членов ООН.

     Помимо  этого имеется и ряд региональных соглашений, играющих существенную роль в механизме международной защиты прав осужденных к лишению свободы. Среди них огромное значение имеет  Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 г. С ее помощью  решаются задачи превентивного характера, она предусматривает периодическое  посещение государств-участников Комитетом  независимых экспертов в целях  осмотра любых мест заключения. Определенную роль в гарантировании прав и свобод лиц рассматриваемой категории  играет и деятельность одноименного Комитета, образованного в соответствии с указанной конвенцией.

     Однако  поистине грандиозное значение, перевернувшее  отношение государств к проблеме защиты прав человека, имело принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1950 г. Для нашей страны таковым событием стало вступление Российской Федерации  в Совет Европы и ратификация  этой конвенции весной 1998 г. По мнению М.Л. Энтина, все значение данного международного документа выявилось лишь спустя десятилетия. С одной стороны, конвенция оказалась наиболее эффективным из всех ныне действующих международных инструментов защиты прав человека и в качестве такового послужила образцом при составлении других подобных документов, а с другой – дала толчок глубоким изменениям, во многом преобразившим современное международное право в области прав человека.

     С 1 ноября 1998 г. вступил в силу Протокол №11 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод. В соответствии с этим протоколом, ставшим неотъемлемой ее частью, была осуществлена широкомасштабная реформа  контрольных механизмов защиты прав человека в Европе. Частные лица, находящиеся под юрисдикцией  государств-участников Европейской  конвенции, в том числе и осужденные к лишению свободы, наконец получили право напрямую обращаться в международный судебный орган – Европейский суд по правам человека, в случае, если они считают, что какое-либо из их прав или свобод было нарушено соответствующим государством. Целью таких нововведений стало повышение эффективности защиты прав любого человека, обеспечение ее высокого качества, а также сокращение сроков рассмотрения жалоб. Протокол подробно раскрывает весь порядок, условия и механизм реализации возможности всех физических лиц на защиту своих прав, поэтому останавливаться на этой процедуре мы считаем нецелесообразным.

     Далее хотелось бы отметить, что международные  средства контроля за соблюдением прав человека нельзя воспринимать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Однако указанная процедура рассмотрения жалоб лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по поводу нарушения их прав призвана стать эффективным механизмом деятельности мирового сообщества, проводящего своеобразную экспертизу национального законодательства на соответствие нормам международного права, причем в той сфере, которая ранее всецело относилась к внутренним вопросам деятельности государства. 
 

     Таким образом, Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разностороннюю систему  контроля за исполнением уголовных наказаний. В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.


Информация о работе Кредитный договор