Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:15, контрольная работа
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время назрела необходимость в полной мере использовать экономические рычаги, присущие кредитной сфере, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению денежным обращением страны.
1996 - 1997 гг. достигало
от 1 до 2 % ежемесячно.
В мировой банковской
практике используются и другие критерии
классификации кредитов. В частности,
кредиты могут делиться на ссуды,
выдаваемые в национальной и иностранной
валюте, юридическим и физическим
лицам и др.
6. Проблемы развития
кредитного рынка в Российской
Федерации.
Кредитный рынок - это
общее обозначение тех рынков,
где существуют предложение и
спрос на различные платежные
средства. Кредитные сделки опосредуются,
как правило, кредитными институтами
(банками и др.), которые берут
взаймы и ссужают деньги, или движением
различных долговых обязательств, которые
продаются и покупаются на рынке
ценных бумаг.
Следовательно, кредитный рынок предоставляет средства для инвестиций в распоряжение предприятий и именно на нем происходит перемещение денег из тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые испытывают в них недостаток. На кредитном рынке предприятия берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия дают деньги взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает.
Поэтому можно сказать,
что одна из основных задач кредитного
рынка - направлять сбережения населения
и свободные средства посредническим
лицам на инвестиции.
Выравнивание процентных ставок отраслевых и универсальных банков.
Видно из таблицы 1, в
2001 г. ставки универсальных банков
Таблица 1
Отношение средних
процентных ставок универсальных и
отраслевых коммерческих банков
|Год, |Депозиты |МБК |Кредиты |Кредиты другим|
|квартал | | |государственны|организациям |
| | | |м предприятиям| |
|2001 I |( |( |( |( |
|II |1,59 |1,47 |1,41 |1,31 |
|III |1,23 |1,29 |1,27 |1,07 |
|IV |1,25 |1,49 |1,10 |1,06 |
|2002 I |1,18 |1,67 |1,22 |1,05 |
|II |1,12 |1,39 |1,22 |1,11 |
|III |1,12 |1,36 |1,20 |1,04 |
|IV |1.09 |1,25 |1,17 |1,02 |
|2003 I |1,04 |1,22 |1,20 |1,00 |
|II |0,97 |1,10 |1,11 |1,00 |
|III |1,02 |1,09 |1,02 |1.04 |
|IV |0,99 |0,89 |0,98 |0,98 |
почти в полтора
раза превосходили аналогичные ставки
отраслевых банков. В течение 2002 года
происходило их постепенное выравнивание
и на конец 2003 года ставки практически
сравнялись. Очевидно, в дальнейшем отпадет
необходимость при анализе кредитного
рынка делить банки на две группы: универсальные
и отраслевые.
Другая тенденция,
достаточно ясно обозначившаяся в середине
2002 года, состоит в сближении ставок
кредитования государственных и
коммерческих организаций. Приведенные
в таблице 2 показатели отношения
средних процентных ставок кредитов
коммерческим организациям к кредитам
государственным предприятиям явно
стремятся к единице, но все же в
2003 году ставки не сравнялись. В связи
с этим целесообразно сохранить градацию
по разделению ставок при кредитовании
государственных и коммерческих структур,
тем более что в настоящее время и, видимо,
в ближайшем будущем сохранится практика
централизованного льготного финансирования
государственных предприятий.
Таблица 2
Отношение средних
процентных ставок кредитов другим организациям
к кредитам государственным предприятиям
|Год |Iкв. |II кв. |III кв. |IV кв. |
|2001 |1,32 |1,44 |1,22 |1,23 |
|2002 |1,31 |1.27 |1,13 |1.09 |
|2003 |1,08 |1,11 |1,05 |1,06 |
Как известно, одним из основных источников пополнения коммерческими банками своего оборотного капитала являются депозиты и межбанковский кредит. Банкам более удобно, в том числе и по чисто техническим причинам, привлекать деньги, используя межбанковский кредит, поэтому в первые годы становления коммерческих банков кредитные ставки по МБК почти в полтора раза превышали ставки по привлечению депозитов. Однако рынок межбанковского капитала ограничен и, причем в значительной степени как раз объемом привлеченных депозитов. Вследствие этого новые и уже функционирующие банки все в большем объеме стремятся привлекать депозиты. По этой и ряду других причин в течение 2002-2003 гг. происходило сближение процентных ставок по привлекаемым депозитам и межбанковскому кредиту (см. таблицу 3).
Маловероятно, что в ближайшее время эти ставки выравнятся, поскольку на них значительно влияет не только потребность банков в пополнении своего оборотного капитала, но и другие — в некоторых случаях разные для этих ставок факторы, а в некоторых случаях одинаковые, по имеющие разную степень влияния на эти ставки. Кроме того, при сравнении значений указанных ставок нужно учитывать скорость их реагирования на изменяющуюся экономическую и политическую ситуацию. В этом смысле наиболее динамичными являются ставки
МБК, в том числе
и по той причине, что в их оперативном
изменении всегда заинтересована определённая
часть коммерческих банков.
Таблица 3
Отношение средних
процентных ставок МБК к средней
ставке по депозитам
|Год |I кв. |II кв. |III кв. |IV кв. |
|2001 |1,66 |1,39 |1,50 |1,44 |
|2002 |1,53 |1,33 |1,28 |1,21 |
|2003 |1,16 |0,99 |0,98 |1,28 |
Переход от командно-административной
экономики к рыночной обусловил необходимость
создания в Российской Федерации рынка
ссудных капиталов для обслуживания потребностей
хозяйства. Однако подлинное развитие
рынка ссудных капиталов возможно лишь
при наличии рынков:
. средств производства;
. предметов потребления;
. рабочей силы;
. недвижимости;
. земли.
Все эти рынки
нуждаются в денежных средствах,
которые должен предоставить им рынок
ссудных капиталов. Это основной
принцип формирования рынка ссудных
капиталов.
Как известно, в рамках
командно-административной экономики
действовал независимый ссудный
фонд, слагаемый из кредитных ресурсов
трех банков, доходов государственных
страховых учреждений (Госстрах и
Ингосстрах), системы сберегательных касс,
который по существу заменял рынок ссудных
капиталов. Переход к построению рыночной
экономики в начале 90-х годов вызвал необходимость
формирования рынка ссудных капиталов
в соответствии с западной моделью, предусматривающей
два основных яруса.
При переходе от ссудного
фонда к формированию рынка ссудных
капиталов имелись отдельные
элементы последнего: кредитная система
(хотя в довольно усеченном виде
представленная банковской сферой), государственные
страховые учреждения, а также
рынок ценных бумаг в виде ограниченного
выпуска выигрышных государственных
займов.
Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности, придание экономической и финансовой самостоятельности предприятиям в конце
80-х годов реально
поставили вопрос о переходе
от ссудного фонда к рынку
ссудных капиталов. В дальнейшем
условия для формирования рынка капиталов
стали более благоприятными: в 1988—1989 гг.
начался активный процесс создания коммерческих
банков как центрального механизма банковской
и кредитной сфер, были организованы первые
независимые страховые компании, начался
выпуск акций отдельных крупных предприятий,
расширился выпуск государственных ценных
бумаг за счет выпуска 5%-ных облигаций.
В дальнейшем выпуск ценных бумаг и появление
новых кредитных институтов, ведущих в
основном торговлю деньгами, обусловили
необходимость создания фондовых отделов,
торговых бирж и организации как юридических
лиц в 2000 г. ряда фондовых бирж.
Однако о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской
Федерации говорить
рано. Пока речь идет лишь о наличии
и укреплении ряда элементов этого
рынка, к которым можно отнести
формирование двухъярусной банковской
системы, постепенное развитие специализированных
кредитных институтов и функционирование
рынка ценных бумаг в виде ряда
фондовых бирж.
Но этого недостаточно, чтобы приблизить рынок Российской Федерации к рынкам западных стран. Отставание объясняется, прежде всего отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности. Кроме того, необходимы рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли.
Все это - необходимые
условия для расширения рынка
ценных бумаг, а, следовательно, дальнейшего
развития новых кредитно-финансовых
институтов, укрепления двух звеньев
кредитного рынка, обеспечение спроса
и предложения на денежный капитал.
Поэтому основными
направлениями в формировании кредитного
рынка должна стать высокая норма
сбережений (как в производственном,
так и личном секторе), широкая
приватизация, связанная с организацией
рынка ценных бумаг, и создание на
ее базе разветвленной сети специализированных
кредитно- финансовых институтов.
7. Заключение.
Кредит способен
оказывать активное воздействие
на объем и структуру денежной
массы, платежного оборота, скорость обращения
денег. Вызывая к жизни различные
формы кредитных денег, он может
обеспечить в период перехода России
к рынку создание базы для ускоренного
развития безналичных расчетов, внедрения
их новых способов. Все это будет
способствовать экономии издержек обращения
и повышению эффективности
Благодаря кредиту
происходит более быстрый процесс
капитализации прибыли, а, следовательно,
концентрации производства. Он может
сыграть заметную роль и в осуществлении
программы приватизации государственной
и муниципальной собственности
на основе акционирования предприятий.
Условием размещения акций на рынке
являются накопление значительных денежных
капиталов и их сосредоточение в
кредитной системе. Кредитная система
в лице банков принимает активное
участие и в самом выпуске,
и размещении акций.
Кредит стимулирует
развитие производительных сил, ускоряет
формирование источников капитала для
расширения воспроизводства на основе
достижений научно-технического прогресса.
Регулируя доступ заемщиков
на рынок ссудных капиталов, предоставляя
правительственные гарантии и. льготы,
государство ориентирует банки
на преимущественное кредитование тех
предприятий и отраслей, деятельность
которых соответствует задачам
осуществления общенациональных программ
социально-экономического развития. Государство
может использовать кредит для стимулирования
капитальных вложений, жилищного строительства,
экспорта товаров, освоения отсталых регионов.
Без кредитной поддержки
невозможно обеспечить быстрое и
цивилизованное становление фермерских
хозяйств, предприятий малого бизнеса,
внедрение других видов предпринимательской
деятельности на внутригосударственном
и внешнем экономическом
Кредитная система, в первую очередь, представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным и международным кредитом.
Всем этим видам
кредита свойственны