Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:18, реферат
Советское руководство оказалось лицом к лицу с целым рядом серьёзных проблем. Необходимо было внести коррективы в репрессивную систему МВД-МГБ, реформировать ГУЛАГ, потерявший к началу 1950-х гг. свое экономическое значение и превратившийся в серьёзный дестабилизирующий политический фактор. Неотложных мер требовала катастрофическая ситуация в аграрном секторе. Серьёзные проблемы для власти создавали западные области Белоруссии и Украины, а также Латвия, Литва, Эстония, где политика советизации по-прежнему встречала пусть слабое, но сопротивление. Наконец, внешняя политика нуждалась в выработке новых подходов по отношению как к союзникам, так и к противникам СССР.
Введение…………………………………………………………4
Глава 1. Кризисное состояние национальной экономики. Экономический курс Г.М. Маленкова………………………...5
Программа преобразований сельского хозяйства………...5
Реформа управления промышленностью и строительством……………………………………………….7
Административно-экономическая реформа………………8
Социальная политика……………………………………….11
Глава 2. Противоречивость реформ……………………………..12
2.1. Переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.)……………………………………………….....13
2.1.1. Колхозная политика……………………………………14
2.1.2. Наступление на личные подсобные хозяйства………..15
2.1.3. Проблема зерна………………………………………….14
2.2. Промышленность…………………………………………14
2.3. Дальнейшее развитие административной системы……..15
2.3.1. Процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ)…………………………………………….16
2.3.2. Изменение структуры партийных организаций………16
2.3.3. Реорганизация административной системы…………16
2.4. Социальная политика……………………………………17
2.4.1. Позитивные сдвиги в социальной сфере……………17
2.4.2. Нелогичность социальной политики………………..17
2.4.3. Стихийные выступления рабочих…………………..18
Глава 3. Итоги проведения реформ Н.С. Хрущёвым………18
3.1. Попытка модернизации…………………………………18
3.2. Использование старого политического и экономического механизма…………………………………………………….18
3.3. Равнодушие Н.С. Хрущёва и руководителей партии….19
3.4. Возникший синдром усталости в обществе……………19
Заключение…………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………21
Санкт-Петербургский политехнический университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра «Национальная экономика»
Реферат
По дисциплине
«Экономическая история»
На тему: «Кризисное состояние национальной экономики СССР в период 1950-х – начале 1960 гг. Противоречивость экономических реформ этого периода»
Выполнила студентка группы 20710/2: Хворостянкина В.Э.
Проверил к.э.н, доцент каф.
Национальная экономика
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Кризисное состояние национальной экономики. Экономический курс Г.М. Маленкова………………………...5
Глава 2. Противоречивость реформ……………………………..12
2.1. Переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.)……………………………………………….....13
2.1.1. Колхозная политика………………………………
2.1.2. Наступление на личные подсобные хозяйства………..15
2.1.3. Проблема зерна………………………………………….14
2.2. Промышленность…………………………………………
2.3. Дальнейшее развитие административной системы……..15
2.3.1. Процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ)…………………………………………….16
2.3.2. Изменение структуры партийных организаций………16
2.3.3. Реорганизация
2.4. Социальная политика……………………………
2.4.1. Позитивные сдвиги в социальной сфере……………17
2.4.2. Нелогичность социальной политики………………..17
2.4.3. Стихийные выступления рабочих…………………..18
Глава 3. Итоги проведения реформ Н.С. Хрущёвым………18
3.1. Попытка модернизации…………………………
3.2. Использование старого политического
и экономического механизма…………………………………………………….
3.3. Равнодушие Н.С. Хрущёва и руководителей партии….19
3.4. Возникший синдром усталости в обществе……………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………21
Введение
Смерть И.В. Сталина и
его последующее развенчивание
стали психологическим
Советское руководство оказалось лицом к лицу с целым рядом серьёзных проблем. Необходимо было внести коррективы в репрессивную систему МВД-МГБ, реформировать ГУЛАГ, потерявший к началу 1950-х гг. свое экономическое значение и превратившийся в серьёзный дестабилизирующий политический фактор. Неотложных мер требовала катастрофическая ситуация в аграрном секторе. Серьёзные проблемы для власти создавали западные области Белоруссии и Украины, а также Латвия, Литва, Эстония, где политика советизации по-прежнему встречала пусть слабое, но сопротивление. Наконец, внешняя политика нуждалась в выработке новых подходов по отношению как к союзникам, так и к противникам СССР.
Единовластие вождя сменилось
так называемым «коллективным руководством»
- вынужденным компромиссов между
соратниками Сталина. Реальная власть
сосредоточилась в руках «
Глава 1. Кризисное состояние национальной экономики. Реформы 1953-1957 гг.
В марте 1953 года скоропостижно скончался И. В. Сталин. После его смерти новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.
Была предпринята попытка
решения продовольственной
- снижение налогов на личное подсобное хозяйство,
- повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию,
- списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна),
- увеличение приусадебных
Это был один из вариантов нового аграрного курса.
Программа преобразований
сельского хозяйства, осуществлявшаяся
Н.С. Хрущевым, несколько отличалась
от стратегического замысла Г.М.
За 1954-1960 гг. в стране было распахано 41,8 млн га целинных и залежных земель. В урожайные годы давали 50-60% заготавливаемого хлеба, в среднем – более 40%. На востоке СССР была создана крупнейшая база по производству зерна, а затем и продуктов животноводства. Правда, в ходе освоения целины пришлось преодолевать огромные трудности и исправлять ошибки, внедрять новую систему земледелия, бороться с сорняками и ветровой эрозией1.
К концу 1950-х – началу 1960-х гг. зерновая проблема была в принципе решена. Среднегодовые сборы зерна в 1954-1958 гг. составили 113,2 млн т против 80,9 млн в 1949-1953 гг., государственные заготовки - 43,6 и 32,8 млн т соответственно. Однако в последующие годы ситуация стала меняться в худшую сторону. Зерновое производство всё больше и больше отставало от потребностей населения и животноводства. В критический 1963 г. впервые за послевоенные годы пришлось прибегнуть к массовым закупкам зерна и за рубежом (ситуацию усугубили неблагоприятные погодные условия), вследствие чего сократился золотой запас страны. Только в 1963 г. на эти цели было израсходовано 372,2 т золота (более трети общего запаса).
Огромные средства, которые могли бы пойти на развитие аграрной сферы, отвлекались в пользу военно-промышленного комплекса.
Во второй половине 1950-х
была проведена реформа управления
промышленностью и
Партийное руководство обратило внимание
на отставание отечественной промышленности
в научно-техническом
В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске, в 1959 г. - атомоход Ленин. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В апреле 1961 г. советский космонавт Ю.А. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полет в космос. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились в 5 раз.
В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с 1928 г.). В среднегодовом исчислении они составили: в 1951-1955 гг. - 8,7%; в 1956-1960 гг. - 8,3%. Но как и раньше, предприятия группы Б (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился). Оставалась низкой производительность труда, сохранялся высокий процент ручного труда.
В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.
В целях ограничить возможности
вмешательства местных
Реорганизация системы
управления дала определенные результаты:
усилилась производственная специализация,
межотраслевое кооперирование, происходил
процесс технической
В середине 1960-х продолжился поиск новых форм и методов управления экономикой. В основу хозяйственных преобразований положены идеи ученых экономистов и математиков Л.В. Канторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова.
В целом реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, хозрасчета, материальной заинтересованности производителей в результате и качестве труда.
Предполагалось вернуться к отраслевому принципу планирования и управления экономикой. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.
Реформа предполагала резкое сокращение числа плановых показателей, спускаемых министерствами предприятиям, основными должны были стать: объём реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной), рентабельность производства, размер прибыли, основная номенклатура изделий, фонд заработной платы. Для экономического стимулирования государство разрешило предприятиям создавать поощрительные фонды за счет прибыли. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство.
Экономическая реформа наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965-1970): производство средств производства выросло на 51%, предметов потребления – на 49%.
Однако постепенно эффект реформы стал затухать. Принцип хозрасчета не дошел до рабочих мест. Изменения слабо затронули торговлю, снабжение, финансы, ценообразование. В условиях командно-административного управления хозяйством работа предприятия по-прежнему была направлена не на учет интересов потребителя, а на план. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, перешло на второстепенное место, а в промышленных отраслях нарастало административное давление на предприятия со стороны министерств и главков. К середине 1980-х гг. вместо пяти плановых показателей стало более тысячи. Министерства забрали в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением.
Наряду с политическими
и экономическими в стране происходили
значительные социальные перемены. В 1956
г. прекратили свое действие антирабочие
законы 1938 и 1940 гг. Рабочие получили
право на перемену места труда
по своему желанию, было отменено уголовное
преследование за опоздание и
прогулы. Для всех категории горожан
вводились пенсии по возрасту, их размер
увеличивался. В государственном
секторе выросла минимальная
зарплата. В последующие несколько
лет произошел рабочих и
Глава 2. Противоречивость реформ
Переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.) С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением.
В сельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо.
2.1.1.Колхозная политика
Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрений, семян ценных культур.
В целях индустриализации
сельского хозяйства